7 ЗАНЯТИЕ
презентация
эстетика и согласованность
Целью любой презентации является полноценное донесение информации о чём-либо с учётом перцептивных задач (произвести определённое впечатление, вызвать реакцию). Когда мы говорим о керамическом изделии исключительно как о товаре, его презентация является основным этапом продажи, следовательно, важно углубиться в стратегии брендирования, рекламы, визуального мерчендайзинга, раскрутки в соцсетях. Но в рамках тематики курса мы рассмотрим презентацию творческого продукта в контексте отношений: автор – изделие – аудитория, и разберём, как выстраиваются коммуникационные мостики с точки зрения психологии. В таком случае не принципиально, собираетесь ли вы продавать изделие через соцсети или выходить на маркеты, или вам пока просто важно получить обратную связь от близких — потому как во всех этих вариантах работают одни и те же фундаментальные законы взаимодействия.

Прежде всего, стоит принять как данность условное тождество:

представить аудитории объект = выразить готовность к взаимодействию и получению обратной связи.


Если объект существует – он уже выражает что-либо, он попадает в перцептивное поле других людей как совокупность информации, которая будет обработана и интерпретирована.
В химии реакция определяется как взаимодействие между веществами, в искусстве – она также является следствием взаимодействия и неизбежным спутником творческих взаимоотношений. Увы, она не всегда бывает приятной, желаемой или соответствующей ожиданиям, но даже в таком случае, реакция – это ответ и инструмент анализа.

Случается, что человек болезненно воспринимает критику исходя из особенностей его жизненной истории и не готов к тесному взаимодействию – тогда есть смысл отключить возможность комментирования в соцсети или размещать свои изделия на личном веб-сайте. Но если, вы в целом, толерантны к возможному негативу, любые реакции будут для вас полезны, в них иногда встречается конструктив, иногда – нет, но это, безотносительно всего, – активность. Если вы получаете отрицательный комментарий, важно помнить, что у оставившего его может быть масса причин для выражения своего мнения (и не факт, что хотя бы одна из них действительно имеет отношение к качеству вашей работы). Возможно, само изделие ассоциируется у человека с чем-то индивидуально неприятным или служит отсылкой к негативному опыту. Комментирующий может использовать трансляцию негатива для того, чтобы снизить объём внутреннего напряжения, с которым он не способен справиться альтернативными, более экологичными, способами. Часто, обесценивание других является реакцией человека на внутренний конфликт, который по непонятным нам причинам обострился от взаимодействия с увиденным контентом.
Единственное, что нам достоверно известно: получив реакцию (негативную в том числе) – отвечая, вы подкрепляете взаимодействие.

Американский писатель Элберт Грин Хаббард сказал: "Хочешь избежать критики — ничего не делай, ничего не говори и будь никем". Мы действительно не можем гарантированно отменить негативные реакции, но в нашей власти отрегулировать собственную степень вовлечённости. Решая представить свой творческий продукт аудитории, сперва необходимо определить, насколько чужое мнение вам необходимо, в какой форме оно допустимо и желательно, где начинаются и заканчиваются ваши личные границы, какого масштаба ресурс вы готовы тратить на подкрепление взаимодействия. Отсюда проще сформулировать комфортную степень откровенности в творческих взаимоотношениях – насколько близко изначально вы подпускаете аудиторию к своим эмоциям через предмет, его смысловую нагрузку и его презентацию.

В зависимости от способа и формы презентации изделия, степень откровенности может быть очень разной.

Рассмотрим, в какой форме мы презентуем свой творческий продукт, то есть, где мы можем продемонстрировать свои изделия, и какие способы нам доступны.

Таким образом, способы трансляции информации (равно = взаимодействия) можно условно поделить на три группы: вербальный, визуальный, предметный.

О чём важно, нужно, можно сказать?
Что снять на фото и видео?
Как разместить сам объект?

Если вы нацелены на реализацию изделия, несомненно, необходимо упомянуть о его параметрах, которые могут быть важны потенциальному покупателю. Человек должен знать, насколько товар отвечает его запросам, насколько он будет удобен в использовании и хранении, тем более, если вы создаёте посуду или декоративно-утилитарные предметы. В таком случае, неплохо рассказать о возможностях эксплуатации в быту (посудомоечная машина, микроволновая печь, духовка, открытый огонь), о безопасности материалов, в частности, глазурей, о размере и объёме изделия.

Если вы планируете более или менее регулярно вести аккаунт в соцсетях, блог или тг-канал, необходимо сделать презентацию творческого материала живой, не однообразной, неоднородной, интересной. Размышляя над темами контента, обращайтесь к результатам своих домашних заданий, к любым заметкам, фиксируйте все мысли, даже беглые, – иногда это именно то зерно, из которого произрастают идеи более высокого порядка.

Разберём подробнее каждый способ взаимодействия и выявим опорные точки в передаче информации.

Вербальный способ (устно, письменно)


1. Интроспекция: возвращаясь к истокам, вы можете рассказать историю изделия – как вы проживаете эмоции в целом, как они ощущаются в теле, на что они похожи, с чем ассоциируются, каким образом вы спроецировали их на созданные объекты, как воплотили в деталях. Делитесь тем, какие открытия вы совершаете в процессе творческого самоисследования – это ваши мысли, ваши чувства. Это мысли о чувствах.

2. Интенции: покажите, где в творчестве находится ваш фокус внимания, что в текущий момент подсвечивает ваш внутренний прожектор, какие ценности вы реализуете.

3. Эмоционально окрашенный модус и чувственная доминанта: расскажите о чувствах, которые ведут вас как созидательная творческая сила. Если вы находитесь на теневой стороне эмоций – целесообразно развитие мысли через компенсацию: говоря о реализации художественного послания, концентрируйтесь на том, что хотите привлечь и чем заполнить пустоты, формируйте положительное подкрепление.

4. Объективизация: вы можете коснуться предметного воплощения и сделать акцент на используемых средствах выразительности. Расскажите, чем вы руководствовались в проработке задумки, с помощью каких приёмов идея находит воплощение в материале. Делитесь предпосылками выбора – глины, глазурей, декора. Привлекайте внимание к особенности линии изделия, цветовому восприятию, характеристике дополнительных деталей – используйте описательные ассоциации, дающие представления о вашем конструктивном замысле (например: энергичная линия, дерзкий оранжевый, безумный розовый, лимонная динамика, безмолвная горизонталь, тревожная пластичность, живой зелёный, дружелюбный овал и т.п.)

5. Стиль и стилизация: поведайте о поиске и становлении собственного стиля, о возникновении его характерных элементов. Поделитесь источниками своего вдохновения, раскройте степень их значимости для вас и то, как они повлияли на ваш путь в искусстве. Посещение музеев, выставок и экспозиций – не только вдохновляющий контент, но и способ упрочить общность с аудиторией посредством идентичных интересов. Упоминание любимых литературных произведений, цитат, картин, скульптур также даёт информацию о вашем эстетическом восприятии и иллюстрирует ваше творческое мировоззрение.

6. Ассоциации, аналогии, личные ощущения помогают усиливать атмосферу, дополнять вашу историю, взывать к восприятию через различные внешние чувства (обоняние, осязание, зрение, вкус, слух).


Визуальный способ (фото, видео)


1. Процесс создания, этапы работы над изделием: возможно затронуть тему того, каким образом эмоции прорастают в материю, как ведёт себя глина, на что похоже ваше с ней сотрудничество. Интересно познакомить аудиторию с самим материалом и показать на видео процесс взаимодействие с ним. Подобные ролики представляют особый интерес для аудитории и пользуются большой популярностью за счёт погружения в деятельность через наблюдение.

В психологии при выполнении клиентом графических тестов или при работе с пластичными материалами манера и особенности выполнения задания не менее важны, чем итоговый результат. Большое значение придаётся размеру выбранного человеком пространства на творческом поле, интенсивности прилагаемых усилий, если это рисование – нажиму, длине штриха, если это глина – спонтанным действиям (скручивание, заглаживание, копание, дробление, бросание), значение придаётся выбору цвета и инструментов. Уже далее – рассматривается итоговый результат и его ассоциативный набор, его интерпретация самим автором.
В керамике, как и в любом изобразительном искусстве, способ выполнения действия также даёт достаточно визуальной информации (в данном случае – для формирования впечатления) и является важным признаком формы, определяющей ваш стиль как художника и творца.

2. Ценности: зачастую полезно дополнить контент чем-то отвлечённым от керамики, но ассоциативно связанным с ней посредством ваших личных ощущений и интенций. Например, транслируя свободу как ценность – визуально создайте ощущение пространства с помощью цветовой гаммы, включите иллюстрации неба, природную динамику под силой ветра. Опираясь на философию экологичности, обращайтесь к изображениям натуральных материалов и природных фактур, окружающих вас, вмещайте в кадр предметы близкой вам эстетики, также оформляя блог в соответствующем диапазоне оттенков.

3. Созданные или создаваемые объекты: экспериментируйте с детальностью, если есть возможность, используйте и макросъёмку, способную сузить фокус восприятия до конкретики, приблизить аудиторию пусть и к дистанционному, но более подробному изучению предмета. Обратите внимание на объекты, являющиеся частью вашей креативной действительности и участвующие в создании изделий, – гончарный круг, палитры глазурей, инструменты.

4. Стиль и стилизация: показывайте то, что вас вдохновляет в искусстве, в быту, в работе других мастеров. Стиль, как мы уже определили, это очень ёмкое понятие, которое заключает в себе единство, целостность элементов, отвечающих общему замыслу. Подключайте добавочные смыслы к основному – атмосферой своего рабочего места, деталями обстановки, где вы занимаетесь творчеством. Если не испытываете дискомфорт, показывайте себя и свои предпочитаемые образы, поскольку персональное знакомство сближает автора с аудиторией и укрепляет коммуникационные мосты. Подумайте, в какой интерьер ваши изделия гармонично встраеваемы, если есть возможность – сделайте предметную съёмку в таком интерьере. Иногда керамисты арендуют студии с необходимой интерьерной зоной, и это вполне объяснимая инвестиция, если вы ориентированы на реализацию своей керамики.

5. Ассоциации, аналогии и личные ощущения предполагают безграничное разнообразие визуала. Когда мы говорим об искусстве презентации – важно помнить, что мы продаем не сам товар, а ощущения, которые подарит обладание товаром, обострит, продлит и зафиксирует. Те самые ощущения, о которых предмет напоминает покупателю через ценности, имеющие для него субъективную значимость. Посредством ассоциаций, аналогий, сравнений, метафор – мы увеличиваем чувствительность контактных точек для обмена эмоциональным опытом.

На фотографиях изделий у многих начинающих керамистов довольно часто встречается дополнительный декор, не имеющий отношения к изделию, никак ассоциативно с ним не связанный, не указывающий на назначение предмета: активная драпировка, бусы, шишки, жёлуди, каштаны, ракушки, пуговицы, листья и прочее. Всё это создаёт лишний визуальный шум, который в большинстве случаев не вполне уместен и понятен. Если вы хотите привлечь внимание к предмету, а не отвлечь, все составляющие кадра должны отвечать общей смысловой композиции.

Цветовые модели очень важно применять (как минимум – учитывать) не только при выборе глазурей для изделия, но и в оформлении визуального контента в целом. Пользуйтесь доступными в сети подсказками, сверяйтесь с моделью цветового круга Иттена при оформлении профиля в соцсети, при съёмке керамических изделий, при оформлении стенда или стола на маркете.

"Витринная" презентация работ (студийная съемка, монохромный фон, отсутствие дополнительных элементов декора в кадре) увеличивает дистанцию между автором и аудиторией, сужая фокус восприятия до самого предмета и снижая степень вашей вовлечённости в творческую коммуникацию.

Фотографии работ при тёплом электрическом освещении могут выглядеть непривлекательно из-за наслоения теней, ненужных бликов и цветовых искажений. Лучше использовать лампы нейтрального белого света (3200-4500 К) или проводить съёмку при дневном освещении. В последнем случае и тени, и блики, и рефлексы будут привычны глазу наблюдателя и, в силу этого, естественно интегрированы в общую картину. Такой приём сокращает дистанцию между автором и аудиторией.

Когда мы фотографируем продукт для продажи, важно передать его размер. Нередки случаи, когда покупатель заказывает товар в интернете, имея своё индивидуальное представление о его размере (допустим, он не указан производителем), а, получив товар, обнаруживает, что реальность не сопоставима с ожиданием. Вне всякого сомнения, вы можете указать размеры, но даже это не всегда информативно для восприятия другим человеком. Поэтому потенциальному покупателю важно иметь представление не только о линейных величинах, но и об относительных. Вероятно, хотя бы однажды вы видели объявления о продаже чего-либо, где продаваемый предмет сфотографирован рядом с коробком спичек или монетой – это действительно помогает сформировать более чёткое понимание о размере товара. Безусловно, мы не будем фотографировать, допустим, кружку рядом со спичками или монетой, но мы можем снять изделие среди того, с чем оно традиционно взаимодействует: руки, столовые приборы, продукты, цветы (в зависимости от назначения). Такой визуальный приём также сокращает дистанцию в отношениях автор – изделие – аудитория, потому как дозированный пример использования помогает встроить товар в быт другого человека, являясь своеобразной "примеркой".

В презентации также важна согласованность, непротиворечивость, конгруэнтность во всём – в цветовом отношении, в смысловой составляющей, в форме речи. Все этапы работы над изделием должны быть связаны одним ритмом, одним тоновым (эмоциональным) диапазоном, создавая гармоничное впечатление.

Презентация изделия должна базироваться на ваших перцептивных задачах (какое именно впечатление вы хотите создать) и начинаться с подводящей к тому информации. Восприятие индивидуально: одно и то же изделие может быть воспринято совершенно по-разному, поэтому, представляя единичный объект, не стоит концентрироваться только лишь на нём, – напротив, правильнее предварительно подкрепить, подпитать, поддержать образность конкретных работ тем, что их окружает, при этом апеллируя к центральной идее, тому художественному посланию, которое длится из доминанты, из интенций. Обращение к общему конструктивному замыслу на всех этапах творческого процесса помогает выстроить правильный маршрут реализации идеи и не воспринимать процесс работы сложным, разрозненным и дискретным.
Именно так зарождается специфическая эстетика.

Эстетика – это не только наука о прекрасном, как принято понимать, в альтернативном значении она трактуется как система взглядов на искусство – и это определение гораздо более богатое и глубокое. В слове система мы и обнаруживаем ту самую целостность, о которой мы говорили, рассуждая, в частности, о признаках стиля.
Можно сказать, стиль – это способ выражения личной эстетики, это её язык.


Обратите внимание на профиль Тани Макаренко - как на один из примеров концептуального, полноценно упакованного бренда керамики. Презентация лаконична и при том - понятна и отражает общий конструктивный замысел.
Вот как Таня позиционирует себя как автора:
"Меня зовут Таня Макаренко и я делаю на гончарном круге душевную и уютную керамику для жизни, радости и украшения повседневности. Моё вдохновение - воспоминания о детстве, посуде в бабушкином серванте, ягодах в кружке с молоком, безусловной заботе и принятии. Я считаю, что человека должна окружать красота и красивые вещи и мне нравится быть причастной к их созданию".

(для просмотра увеличенного изображения в мобильной версии кликните на фото)

Упражнение 15


Рассмотрите данные работы и оцените их индивидуальную эстетику, охарактеризуйте их стиль, опишите одним словом характер каждого изделия.
Подберите спонтанные ассоциации.

Какие действия с материалом в процессе создания изделия подкрепляют эстетику каждой из вышеприведённых работ?
Какая может быть динамика видеоролика?
Какая фоновая музыка будет подходящей?
Охарактеризуйте закадровый голос, комментирующий видеоряд.
Опишите внешность человека, который мог бы быть привлечён к рекламе этого изделия и взаимодействовать с ним, поддерживая индивидуальную эстетику этой работы.
В каком интерьере может быть выполнена предметная съёмка изделия?
Какие дополнительные предметы декора будут подчёркивать общий конструктивный замысел?

Предметный способ (само изделие)


Располагая изделие для наглядной демонстрации, важно обращать внимание на следующие нюансы:

1. Местонахождение изделия относительно других предметов (в особенности если оно размещено на полке в магазине или на столе с целью продажи на маркете). Суть композиции как таковой заключается в организации пространства и взаимодействии элементов, в гармоничном расположении объектов, выражающем художественную целостность и смысловое единство. Расстояние между изделиями должно быть достаточным, чтобы воспринимать их автономно как самостоятельные объекты, вне зависимости от их цветовых характеристик. Когда монохромные изделия одинаковых (или приближенных) оттенков скомбинированы слишком кучно, они могут визуально сливаться и терять очертания, создавать впечатление тесноты, загромождённости, неудобства. Когда цветные пёстрые изделия (с обильным декором, имеющие выраженную фактуру) находятся слишком близко друг к другу, они дают ощущение мельтешения, хаотичности, утомляемости. Но, располагая изделия слишком далеко друг от друга, стараясь равномерно заполнить всё пространство, зачастую мы получаем эффект разрозненности, рассредоточения внимания. Комфортным для восприятия и визуальной оценки объектов является расстояние не превышающее по размеру область, занимаемую одним изделием.

2. Пространство и свет – в данном случае это функции, обеспечивающие доступность контактного изучения предмета. Расположение должно быть удобным во всех смыслах, чтобы потенциальному обладателю не пришлось пробираться к интересующему предмету через другие изделия, испытывая неловкость, боясь что-то задеть, уронить, повредить. Чтобы обеспечить безопасность взаимодействия для обеих сторон, предметы на полке, стеллаже или столе практичнее всего расположить каскадом – на переднем плане более мелкие по размеру изделия, чуть дальше – изделия средних размеров, на заднем плане – высокие. Также, можно прибегнуть к зонированию – группировать изделия по признакам (серия/размер/назначение) и условно отделить друг от друга вспомогательным декором или цветовой подложкой. Удачно смотрится разноуровневое зонирование, которое играет важную роль в экономии пространства. С помощью подставок и платформ или настольных этажерок и дополнительных полок можно ранжировать изделия без высоких рисков перегрузить пространство.

3. Освещение оказывает значительное влияние на восприятие товаров и, несомненно, должно быть учтено в презентационном планировании. Свет является элементом композиции, он может как подчеркнуть, так и скрыть достоинства, особенности, характер объектов. Источник освещения, в первую очередь, не должен быть направлен в сторону наблюдателя, во вторую очередь – не должен являться единственным. Распределение световых полей может быть организовано по принципу зонирования или исходя из потребности привлечь внимание к определённым изделиям. В первом случае желательно подобрать схожие по интенсивности и температуре лампы, во втором случае это не обязательно, поскольку акцентное освещение предполагает бо́льшую приоритетность, а значит, может быть ярче дополнительного, в качестве которого зачастую используются светодиодные монохромные гирлянды или точечные светильники.

4. Подкрепление эстетики цветовыми сочетаниями должно основываться на сбалансированном применении хроматических комбинаций. Чистые и неоновые цвета в драпировке и фоновом декоре нецелесообразны: являясь подложкой для пёстрых изделий, они быстро приводят к визуальному перенасыщению, а находясь рядом с предметами приглушённых оттенков, буквально узурпируют власть над вниманием наблюдателя, так как гораздо более активны по своему психофизиологическому воздействию. Окружающие материалы и фактуры также должны находиться в согласии с общими эстетическими доминантами.

Представьте, как может быть организована предметная презентация изделий из рандомной выборки: опишите тип поверхности, на которой расположены объекты, наличие или отсутствие и характер драпировки, используемые цвета в оформлении окружающего пространства, интенсивность и температуру источников освещения, элементы дополнительного декорирования.


Изучите различные примеры организации стендов на маркете керамики - какие решения кажутся вам удачными, а какие не вполне? По каким причинам?


(для просмотра увеличенного изображения в мобильной версии кликните на фото)

Руководство к сдаче проектной работы

1. Напишите краткий сопроводительный текст к вашему проектному изделию.


Если испытываете затруднения - составьте план, выделив в нём крайне значимые тезисы,

второстепенные и необязательные.


2. Ориентируйтесь по объёму рассказа как минимум на стандартный размер поста в соцсети или по времени – на формат "презентация для лифта" (30-60 секунд).

Вы не ограничены в выборе структуры текста, наполнении его средствами описательного характера, ассоциативными параллелями, метафорами, слоганами и любой другой информацией, которую вы считаете важной.

Единственный ориентир, требующий внимания и сверки, - общий конструктивный замысел.


Презентация не будет оцениваться – она будет обсуждаться в рамках итогового семинарского занятия.


3. Помните, что успех – неизбежен.