6 ЗАНЯТИЕ
стиль и стилизация
конгруэнтность и релевантность
Стиль – удивительное и многогранное понятие, которому посвящено множество статей, монографий, книг. До настоящего времени предметом научного спора является вопрос: что именно определяет стиль – содержание или форма? Литератор Юрий Борисович Борев говорит о том, что это не форма и не содержание, и даже не их единство, но, дабы внести определённость и дать точку опоры, тут же указывает на следующий маркер: стиль подчиняет каждую деталь общему конструктивному замыслу. Это значит, что говоря о стиле, мы подразумеваем целостность качеств, их соответствие друг другу и заложенной идее.

В психологии есть понятие конгруэнтность согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, действий, представлений, убеждений между собой.
То есть в более широком смысле — это целостность, самосогласованность личности вообще.
В своей книге "Эстетика словесного творчества" философ, культуролог и литературовед Михаил Михайлович Бахтин уделяет особое внимание соответствию трёх компонентов человеческой культуры (искусство, наука и жизнь), посвятив этому главу "Искусство и ответственность", где противоположное понятие, неконгруэтность, иллюстрирует ёмкая и филигранно точная цитата:

"Целое называется механическим, если отдельные элементы его соединены только в пространстве и времени внешней связью, а не проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и соприкасаются друг с другом, но в себе они чужды друг другу".

Именно такая несогласованность, в частности, в художественном творчестве лишает объект естественности, мешает органичному синтезу, является причиной невнятности и разрозненности производимого впечатления. Керамическое искусство имеет довольно много компонентов, нуждающихся в равновесии и единении, однако, если опираться на тот самый общий конструктивный замысел как на системообразующее звено — уравновесить положение всех этих деталей и упрочить связи между ними становится не так сложно:
Попробуйте описать одним лишь словом то виртуальное художественное послание на языке искусства, которое транслирует именно ваше творчество. Задавайте своей керамике всё более конкретные вопросы, сводите всё до упрощений, отсекайте лишнее — и вы найдёте ту самую сердцевину, которая становится каркасом стиля, его первопричиной и его ведущим вектором. Простота, забота, оригинальность, компенсация, загадочность, откровенность, вдумчивость, лёгкость, игра и так далее — среди множества ясных и чётких концепций есть одно лишь слово для каждого автора.
В какой степени ваша проектная работа согласована с обнаруженным понятием? Примерьте находку к конкретному предмету, представьте полную коллекцию изделий, оглянитесь на весь свой путь художника — насколько общий конструктивный замысел изменчив? Насколько изменчивы были вы сами? Что в вашей жизни стало трансформационными событиями, повлиявшими на то, как вы одеваетесь, какую слушаете музыку, как выражаете свой внутренний мир посредством искусства, насколько позволяете себе проявляться в творчестве? Сколько вас в том, что вы говорите о своих работах?

Поиск стиля невозможен без самоисследования и неотделим от интереса творца к самому себе.

Зачастую понятие "стиль" используется не только по отношению к визуальному искусству: стиль плавания, стиль письма, стиль речи, стиль поведения. В данном случае мы говорим о стиле как об особенности действия, о некотором наборе закономерно повторяющихся признаков. Глядя на керамическое изделие, наблюдая за процессом его создания и представления аудитории, мы можем отметить индивидуальную манеру, специфическую подачу: она может быть педантичной или небрежной, вызывающей или сдержанной, мрачной или игривой, вдумчивой или поверхностной. Подобные характеристики принадлежат признакам формы индивидуального стиля и дополняют общее впечатление от вашего авторского подхода.
Жизнь слишком динамична, как и ваши внутренние состояния, интенции, желания, – и очень важно не запрещать себе и своей керамике меняться, потому как самое важное искомое соответствие в творчестве – это его согласованность с вашей внутренней природой. Несомненно, в определении понятия "стиль" в той или иной мере заложено постоянство, т. к. закономерность свидетельствует о повторяемости. Поэтому художнику-керамисту, открытому к экспериментам и метаморфозам, важно сохранить узнаваемость изделий, в особенности, если уже сложившаяся целевая аудитория довольно широка. Вы можете создавать разные серии изделий, сохраняя в рамках каждой нечто характерное, предпочитаемое, запоминающееся – яркий материал (допустим, чёрная глина или сборчатые глазури), преобладающий силуэт или ритм изделий, форма ручки или ножки, техника декорирования, общие цветовые тенденции, типичные декоративные элементы. Это может быть и комбинация признаков – то, что будет объединять все ваши изделия и придавать им узнаваемые стилевые особенности, отражающие вашу чувственную доминанту или, по крайней мере, не противоречащие ей.

Рассмотрите работы двух керамистов: британца Филипа Эглина и итальянца Альдо Лонди – и попробуйте определить, что является визитной карточкой каждого из них. Есть ли среди изделий не свойственные стилю авторов? Предположите, по каким причинам художник может отклоняться от своего традиционного исполнения.

Подробнее с разнообразием работ Эглина и Лонди вы можете ознакомиться, перейдя по активным ссылкам в именах авторов выше.
Philip Eglin:
Aldo Londi:
Можно по-разному относиться к каноничному художественному образованию, у него есть один существенный минус – оно устанавливает строгие рамки исполнения и оценки произведений искусства, понижая степень свободы самовыражения художника и регламентируя его творческий поиск. Но, в противовес, есть и существенный плюс – художественное образование развивает насмотренность, формируя богатый визуальный опыт. Изучая историю искусств, вы знакомитесь с многообразием стилей и работами их ярких представителей, рассматриваете различные подходы, теории, рассуждения, мнения. Таким образом, вы углубляетесь в ремесло и расширяете базу знаний, которую потом можете использовать для себя в своих личных творческих целях. Чтобы быть успешным керамистом не обязательно иметь специальное образование, но очень полезно ориентироваться хотя бы в общих стилистических направлениях, замечать их особенности, понимать причины их возникновения, знать ценности каждого из них.

Возьмём к примеру некоторые из стилей визуального искусства, попробуем охарактеризовать их специфику и выявить их ценностные ориентации:

1. Минималистический (простота, отсутствие обильного декорирования, скромность, функциональность)
2. Урбанистический (необработанные поверхности, чистые контрастные цвета, сдержанность форм)
3. Футуристический (эргономичность, инновационность, экспериментальность, техничность, фантазия)
4. Этнический (орнаментальность, натуральность, культурные особенности)
5. Деловой (строгость, скромная цветовая гамма, незамысловатость линий и форм, минимум декоративности)
6. Наивный (подчёркнутая расслабленность, романтизм, условность образов, пастельная цветовая гамма)

Как одной фразой можно выразить художественное послание каждого из них?
Подберите свои ассоциации.

  1. Минимализм (избавиться от лишнего)
  2. Урбанистический (быть в ритме города)
  3. Футуристический (будущее начинается сегодня)
  4. Этнический (сохранить культурные традиции)
  5. Деловой (быть сдержанным, конкретным, эффективным)
  6. Наивный (услышать внутреннего ребёнка)

Применимы ли данные стили к интерьеру, одежде, иллюстрациям, аксессуарам, скульптуре, архитектуре? Могут ли эти стили использоваться в керамике? Несомненно. Они дают достаточно свободы и вариабельности, их характерные черты – довольно общие, не слишком конкретные, не обязывающие к определённому набору элементов. Следовательно, нам доступна разработка собственной концепции, которую будут подкреплять и усиливать выбранные ориентиры.

Может так случиться, что выражать себя и транслировать свой внутренний мир через предметную реализацию просто не хочется, слишком личный подход к керамике может не всем подходить, иногда бывает, что на вопросы к себе сложнее всего найти ответ. Также, у вас могут быть иные цели в искусстве, вы можете просто не использовать творчество как инструмент самопознания и самовыражения. Чтобы сделать ремесло менее личным и более нейтральным с точки зрения проекций, удобно обратиться к опыту поколений, к уже существующим стилям, которые имеют весьма конкретные особенности и, таким образом, дают меньше свободы творчества и за нас определяют принципы создания.

Рассмотрим примеры подобных стилей и их характерные особенности:

1. Модерн (Ар-нуво)
2. Конструктивизм
3. Готика
4. Сюрреализм

1. Модерн


Модерн появился на рубеже XIX — XX веков сразу во многих странах, где развивался с учётом национальных особенностей. Основная художественная идея, доминировавшая в этот период: стремление преодолеть хаос эклектизма в искусстве предыдущего времени, преображение жизни в новую промышленную эпоху художественными средствами. Представители ар-нуво подчёркивали, как важно видеть красоту во всех объектах: искусство — это не обязательно безжизненная картина, висящая на стене, оно может быть функциональным и доступным для всех, а не только для избранных.

(для просмотра увеличенного изображения в мобильной версии кликните на фото)

2. Конструктивизм


Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим в 1920-е годы после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского движения. В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего "старого", первостепенной значилась полезность вещи, которая представляет собой голую конструкцию "без балласта изобразительности" – как подметил архитектор Александр Александрович Веснин. Произведения искусства, напротив, считались лишь предметами ненужной роскоши и результатом напрасного труда. В "Программе конструктивизма" в 1923 году было сказано: "Конструктивизм должен стать высшей формальной инженерией всей жизни. <…> Наши идеи должны развиваться на сегодняшних вещах".

3. Готика


Готический стиль возник в XII веке в Западной Европе на основе достижений романского искусства, прежде всего архитектуры, и религиозного мировоззрения и выдвинул новые эстетические идеалы, новые художественные приёмы и новое содержание, являясь олицетворением реакции на рационализм и эмпиризм века Просвещения. Питаясь идеями христианства, готика глубоко проникла во внутренний мир человека и стала иллюстрировать интерес к тому, что определяется словом "духовность". Готический стиль по праву зарекомендовал себя как эмблема Средневековья.

4. Сюрреализм


Сюрреализм зародился в начале XX века во Франции как ответ на социальные и политические изменения, происходящие в Европе. Основатели этого направления, Андре Бретон и Луи Арагон, считали, что сюрреалистическое искусство может помочь людям преодолеть страх и отчуждение, вызванные современной жизнью, через погружение в альтернативный мир воображения и свободы от условностей. Отказ от рациональности и академизма спровоцировал формирование стиля, основанного на искажённой и неправдоподобной образности, близкой к алогичности сновидений. Предшественником сюрреализма можно считать дадаизм, который возник во время Первой мировой войны и преследовал идеи иррациональности, разрушения признанных канонов и стандартов в искусстве и бессистемность.

Несмотря на то, что чаще всего эти стили описывают архитектуру, живопись или дизайн интерьера, в керамике им тоже есть законное место, они, в целом, могут быть применимы в любой сфере визуального искусства за счёт проекции уникальных стилистических особенностей.

Одним из великолепных примеров того, как архитектурный стиль обретает новое звучание в керамическом искусстве, является проект Фёдора Колпакова "Фрагменты" на базе лаборатории "Антихрупкость". Сперва автором была разработана серия кружек, посвящённая свердловскому конструктивизму, которую воплотил в жизнь уральский завод "Фарфор Сысерти", но, спустя год, в продаже появилась и московская серия. Работы получили колоссальный положительный отклик, являясь оригинальным (и, что немаловажно для конструктивизма, — функциональным) олицетворением культурного наследия.

Уральская серия:

Очень близкой идеям "Антихрупкости" оказалась работа ученика гончарной школы "Колокол" (Москва, Добрынинская) Кирилла Максимова.

Впервые Кирилл побывал в Екатеринбурге на матче ЦСКА - "Урал" в 2020 году, и, будучи не только футбольным фанатом, но и поклонником русского конструктивизма, он исследовал разные районы города и был впечатлён водонапорной башней завода УЗТМ (с 1960-х годов не действующей, но ставшей памятником архитектуры, символом района Уралмаш и логотипом культурно-просветительского ютуб-канала "Архитектурные излишества").
Позже, в Москве, Кирилл выполнил чертежи сооружения в уменьшенном масштабе, по которым в дальнейшем создал керамическое изделие, являющееся не только декоративным, но выполняющим определённую функцию.

Попробуйте сперва угадать, в качестве чего используется данное изделие.
После 5 минут мучительных поисков ответа можете нажать на ссылку и: узнать
Возможно ли создание изделий в духе конструктивизма без использования прототипов конкретных зданий? Возможно, если мы знаем, какая линия характерна для данного направления искусства, какая цветовая гамма ему присуща, какова его концепция, какие ассоциации он порождает. В таком случае речь пойдёт не о стиле, а о стилизации.
Стилизация — это подражание, имитация, упрощённое воплощение определённого стиля, заимствование и проекция его характерных признаков и элементов, но не чёткое следование им и не копирование конкретных объектов. Можно сказать, стилизация намекает, но не указывает.
Когда стиль более проявлен в архитектуре, изучайте формы зданий и их пропорции, используйте это в конструировании профиля изделия, в его декоре. Когда стиль раскрывается преимущественно в живописи – заимствуйте идеи для росписи или, как минимум, характерные цветовые сочетания и линии. Когда стиль чаще всего применим к дизайну интерьера – подмечайте, какие характерные материалы используются, как их можно имитировать, какие в рамках стиля существуют принципы дополнительного декорирования, какие цвета популярны. Помимо того, используя стиль для личных творческих целей, всегда важно опираться на идеи, которые в нём заложены, знать предпосылки его возникновения и осознавать потребности, которым он отвечает — это открывает новые уровни восприятия и вчувствования, дарит возможность созданным работам быть аутентичными и узнаваемыми.

Если вам по душе идея стилизации, но при этом довольно трудно применить особенности стиля к предмету, можно рассмотреть искусственный интеллект в роли вспомогательного инструмента. В случае, когда на этапе моделирования возникает проблема (как, например, сочетать "кувшин" и "стимпанк"), нейросеть предлагает варианты, которые способны вывести из идейного ступора.
В частности, так она справилась с запросом "керамическая кружка стилизация конструктивизм":

Упражнение 13


Отразив характерные особенности стилей Модерн, Готика и Сюрреализм,

создайте эскизы трёх из любых предложенных изделий:

бокал, глубокая миска, плоская тарелка, ваза, банка с крышкой, чайник, кувшин

Как мы уже определили, стилизация есть подражание конкретным стилям. Также нередко встречается и подражание конкретным авторам, но здесь важно не забывать, что буквальное повторение чужих работ или копирование уникальных идей не является стилизацией, для этого существует термин эпигонство. Эпигон – это последователь, лишённый творческой оригинальности, механически повторяющий идеи предшественника. Ключевое отличие эпигонства от стилизации заключено в отсутствии смысловых и визуальных модификаций в субъективной форме, то есть в воспроизведении без переосмысления. Когда вы стилизуете объект, вы оглядываетесь на стиль, подмечаете его характерные черты, составляете новую их комбинацию и интерпретируете по-своему. Если стилизация – это подражание, то эпигонство зачастую трактуется как подражательство, что явственно характеризует явление в негативной коннотации. Вдохновлённость чужим творчеством в любом случае должна подчиняться нормам этического кодекса и закону РФ об авторском праве и смежных правах.

На первом занятии мы обсуждали нашумевшие тарелки "Душнила", взорвавшие соцсети высоким индексом популярности. Рассмотрим несколько примеров пути наименьшего сопротивления, который выбирают те, кто использует творческие умения исключительно как инструмент финансового роста:
Wildberries, магазин ФотаКрама (1700 р. без скидки)
Дарья Плотникова @dasha_lepit (2100 р.)
@zbs_ceramics (1990 р.)
Безусловно, использование популярных слов, фраз и выражений в одних и тех же целях само по себе не является эпигонством, чего нельзя сказать о дублировании аналогичных работ и самого стиля исполнения с высокой степенью соответствия:
оригинал (2600 р.)
Дарья Плотникова @dasha_lepit (2600 р.)
Дарья Плотникова @dasha_lepit (3100 р.)
Далеко не все знают, что настоящим автором стиля разноцветных надписей на белом полуфарфоре (и даже это не точно) является москвич Илья, чей бренд "неДушно" имеет более 74 тысяч подписчиков в известной соцсети и более 20 тысяч в Телеграм-канале
Так Илья комментирует нарушение его авторских прав в интервью Алёны Кувшинниковой для журнала Яндекс.Недвижимость:"В начале пути я очень остро реагировал на копирование своих работ. Думал: «Как? Мою надпись стырили? Да ещё и в такой же цвет покрасили? Треш!». Но потом я заходил на страницы этих ребят и видел, что все их изделия скопированы, причём не только у меня, но и у других керамистов. Возможно, это просто такой период, когда новичок учится керамике и хочет что-то пробовать. Как найти свой стиль? Посмотреть на других, смешать то, что понравилось, и выдать это за своё. Возможно, человек именно это сейчас ищет. Но когда подобный период затягивается на долгое время, — всё становится бессмысленным. Получается, что ты не самореализуешься и не выражаешь себя".
Возможно, вы часто слышали, как в подобных ситуациях используется слово плагиат, хотя оно выражает несколько иное – присвоение себе чужого авторства и/или незаконное публикование и использование чужого творческого продукта под своим именем. В основном о плагиате говорят в литературном творчестве. Где же может встречаться плагиат в керамике? Если вы получили в подарок или приобрели чужое изделие, но утверждаете, что оно создано вами. Если вы проводите обучение по написанной кем-то программе, выдавая её за свою. Если занимаетесь созданием глазурей и крадёте чужую формулу, позиционируя себя как оригинатор.
А если вы копируете чужие работы и их персональные стилистические особенности, не претендуя на первооткрывательство, – это эпигонство.

Любой продукт подвержен стороннему тиражированию, в особенности, если он отвечает вкусу многочисленной аудитории. Вкус – это склонность, приоритетность, интенциональность, но его индивидуальность имеет тонкую границу с массовостью: иногда он оформляется как следование выбору большинства, машинальное или произвольное, – именно это и подкрепляет вирусную популярность идей, продуктов и тенденций.
В керамическом искусстве модные течения волнообразны, но всегда закономерно иллюстрируют изменения в коллективном сознании.

Рассмотрим некоторые тренды последних 6-7 лет в керамическом искусстве, о популярности которых можно судить исходя из статистики проводимости тематических мастер-классов:
Попробуем определить, какая идея лежит в основе этих трендов, какой транслируют посыл:

Тарелки-менажницы Авокадо: подкрепление мотивации следить за сбалансированным питанием, потребность получать вдохновение на ЗОЖ от предметов окружающего быта.

Бодипозитивная (в т.ч. интимная) тематика – актуализация фемдвижения, женская гласность, противодействие фэтшеймингу, принятие телесности в любых проявлениях. Ответ на подавленную сексуальность, которая долгое время была табуирована.

Мятые асимметричные вазы – утомлённость обязанностью быть слишком правильным, удобным и эффективным, отказ жить в строгих рамках. Потребность в расслабленности, дозволительная небрежность.

Создание авторских керамических изделий стало доступно людям с нулевыми познаниями и навыками в данной области искусства, иллюстрируя, что наличие академического образования не является ни залогом быстрой популярности, ни гарантом профессиональной успешности. Широкая возможность развивать увлечение керамикой без соответствующей теоретической базы спровоцировала распространение наивного стиля со свойственной ему примитивностью, особенно среди новичков. Глобальный размах однотипного контента зачастую вызывает негодование и раздражение у керамистов со стажем, призывающих к формированию собственного уникального стиля взамен безотчётной репликации. Безусловно, любое мнение имеет место быть. Но если вы профессионал, то вам, вероятно, не чуждо стремление узнать, как это работает и по каким причинам люди продолжают это выбирать. Потому как частота выбора – это выражение потребности аудитории, а изделия, которые становятся популярными, — это ответ на потребность.
Безыскусные цветочки, сердечки, мордочки – это синоним лёгкости, это незатейливость, беззаботность и, прежде всего, – простота. Наивный стиль в керамике стал модным трендом несколько лет назад и набрал обороты востребованности в 2022, потому что люди предельно устали жить в сложном мире. Незатейливые паттерны на изделиях, как форма эскапизма, выступают напоминанием об утраченной инфантильности, наивности, невинности, детской непосредственности – в противодействие разрушению, тревоге, расставаниям и вынужденной взрослости в принятии решений и просмотре новостных порталов.
Искусство это, в некотором смысле, альтернативная реальность, экспериментальный способ спасти себя и других, реакция на выраженную фрустрацию. Оно великолепно решает компенсаторные задачи вне зависимости от того, какой эмоционально окрашенный модус лежит в самой основе наивного стиля.

Компетентность крайне необходима для продуктивной деятельности, она включает в себя не только лишь процессуальный компонент, свидетельствующий о наличии нужных умений, но и содержательный, отражающий глубокое понимание той области, в которой вы реализуете свой потенциал. Точка зрения определяет угол обзора, поэтому если вы выбираете и смотреть широко, и рассматривать вблизи, - вам открыто больше смыслов и доступно больше интеллектуальных инструментов.

Актуальность продукта во многом определяет доля его соответствия интересам и желаниям аудитории. В таком случае речь идёт о релевантности. Если конгруэнтность говорит о соответствии самому себе внутри себя – когда элементы подтверждают смысл целого, то релевантность описывает согласованность взаимодействия между внутренним содержанием и внешним запросом.

Релевантность важно учитывать, когда вам требуется создать изделие на заказ или дать внятный ответ на сформулированную потребность. Иной раз мастера-керамисты сталкиваются с отсутствием брифа на выполнение работ для знакомых и близких, часто единственным ориентиром служит цвет или форма. В таких случаях большое значение имеет насмотренность, отзывчивость вашего внимания, умение замечать детали и выстраивать ассоциации. Чтобы представить образ будущего изделия, нужно, в первую очередь, представить образ человека на основании хотя бы нескольких параметров: что является его актуальной чувственной доминантой, о чём он чаще всего мечтает, какие его ценностные ориентиры, какие хобби, по каким критериям человек выбирает одежду, каким вещам и предметам отдаёт предпочтение – красивым и броским или минималистичным и функциональным.

На первом занятии мы обсудили наблюдения за тем, что больше всего эмоционального отклика получают "просто понятные" работы, содержащие интуитивную близость ощущений автора и аудитории – в этом и заключается (пусть даже бессознательное, имплицитное, смутное) выражение потребности и релевантный ответ на неё.

Упражнение 14


Сделайте набросок керамического изделия на заказ, узнав главный запрос у любого из знакомых вам людей (состояние, отношение, чувство, ощущение, желаемое переживание). Получение подробного технического задания не обязательно.


Расскажите, чем вы руководствовались при выборе определённых средств выразительности и декоративных элементов.


Узнайте, отвечает ли изображённое вами изделие на потребность заказчика.