5 ЗАНЯТИЕ
предметная реализация
Оглянемся назад и рассмотрим проделанный нами маршрут творческого поиска:

  1. Мы начали с интроспекции – провели наблюдение за эмоциональным полем, вникли в проживания различных психических процессов и их выражение через материал. Мы зафиксировали процесс творения – когда эмоция превращается в материю.
  2. На втором занятии мы занимались целеполаганием – определились с целями, с интенциями, с приоритетным направлением работы. Обозначили ведущий эмоционально окрашенный модус и выявили чувственную доминанту.
  3. Мы подобрали к выбранной доминанте синонимы и ассоциации (предметные и описательные), а далее изучили различные способы визуализации и средства воплощения идеи.

Такая схема-конструктор хороша, чтобы преодолеть страх чистого листа, когда у вас совершенно отсутствуют идеи для начала работы, но пунктам этого алгоритма необязательно следовать по порядку. Тем не менее, в креативном процессе всегда важно опираться на ассоциации, аналогии и личные ощущения. Эти три компонента обеспечивают созидательную стабильность и независимость от ожидания вдохновения. Умение достраивать ассоциативную карту и способность обнаруживать сходства являются своеобразным топливом для вариабельной объективизации, а исследование личных ощущений и реакций необходимо для сохранения контакта с собственными эмоциями. Именно совокупность данных операций позволяет создавать нечто созвучное вашей внутренней природе, поддерживать экологичное самовыражение и транслировать актуальный замысел на доступном большинству ассоциативном языке.

Мы рассмотрели системный путь проектирования изделий от нулевого километра, когда по умолчанию принимается отсутствие вводных данных и требуется найти идейный импульс с помощью ряда предварительных вопросов. Этапы глубинного самокопания можно миновать, если у вас уже имеются определённые опорные точки. Допустим, когда это цветовые предпочтения, то, размышляя об их архетипическом значении, температурной ауре и психофизиологическом воздействии, мы вполне успешно стимулируем и развиваем смыслы, которые они транслируют. Если мы руководствуемся выбором любимых фактур – важно понять, где они применимы, с какими элементами сочетаются, как они будут взаимодействовать с обладателем изделий, какие дарят ощущения тактильно и визуально, что напоминают. В частности, и общий модус, и конкретная доминанта могут служить фундаментом для построения концепции.

Например, нам известно намерение реализовать стабильность, независимость, аскетичность, невозмутимость – примем это за доминанту. С чего начать? Как подобраться к визуализации и оценить её уместность? Если говорить о средствах выразительности – какие использовать, как? Какая это может динамика? Цветовая гамма?
Для того, чтобы не потеряться в этих вопросах, нужно всегда обращаться сперва к ассоциациям, далее выявлять их индивидуальные качественные свойства и применять к средствам выразительности. Буквально перебирать их – примерять, представляя. Сопоставление и анализ – одни из важнейших интеллектуальных опций, необходимых для познания действительности: при восприятии любого объекта мы всегда безотчётно сравниваем новое с уже известным.
Отталкиваясь от выбранной доминанты, необходимо дополнить автоматические процессы волевыми и задать себе наводящие вопросы: Что вокруг меня выражает это состояние, какой предмет? Есть ли оно в явлениях природы? В характере животного? На что это похоже? Что напоминает? Встречаясь с альтернативностью ответов, мы обретаем возможность выбирать наиболее удобные в реализации варианты, максимально близкие нашему видению, либо наиболее подходящие под запрос аудитории.

Предположим, что наиболее иллюстративным транслятором выбранной доминанты является Камень как часть знакомой нам среды. Что он может сказать сам о себе?
Где находится камень, что его окружает – какие запахи, цвета, фактуры?
Как человек с ним взаимодействует, что чувствует при прикосновении к нему?
Какой одной фразой можно выразить эмоциональное послание объекта?
Может ли камень быть полудрагоценным? Как в таком случае изменятся ответы на вопросы? Сохранится ли соответствие чувственной доминанте?
Обращаясь к изображениям объекта, мы подкрепляем продуктивность, активизируем воображение, имеем больше возможности вчувствоваться и приумножить образность.
Полученная информация даёт основания минимум для конструировании силуэта будущего изделия, помогает выбрать фактуру, определяет выбор глазурей. Подобные знания об объекте являются ключевыми не только в разработке, но и в упаковке продукта, в его презентации.
Насмотренность – катализатор воображения, поэтому исключительно важно обращать внимание на всё, что нас окружает, изучать и подчёркивать характер наблюдаемых предметов и явлений, развивать их ассоциативную историю. Многостороннее осмысление общих признаков и собственных ответных ощущений являются ключевым навыком любой визуализации – так формулируется уникальное послание, так формируется аутентичность.

Мы рассмотрели камень как концепцию, с ним сталкивался каждый из нас, каждый что-то знает о нём – и, с большей вероятностью, наши представления совпадают, то есть они архетипичны и находятся в кластере коллективного бессознательного.

Приём, который гарантировано делает творческий продукт более понятным – обращаться к тому, что связано с общедоступными понятиями: имитация продуктов, явлений и элементов природы, животных, любых знакомых концепций – таким образом их проще распаковать и внятно интерпретировать.

Тюрьма, бассейн, больница, дача, будуар – всё это существует в нашем информационном поле как комплексное представление о некоей структурированной части пространства, обладающей своими уникальными задачами, проявлениями, законами, атрибутами, оттенками, модусами и доминантами. Монах, разбойник, бабушка, супергерой, жертва, принцесса, ведьма — всё это мы способны разложить на признаки, проиллюстрировать, соотнести с конкретными персонажами, известными по фильмам, сказкам, книгам. Свобода, табуированность, забота, предательство, радость — всё это знакомо нам по личному или близкому опыту и вызывает мгновенную отчётливую реакцию. И всё это может быть выражено символически, метафорически, напрямую, опосредованно, открыто, завуалированно.

Ассоциации — то, что уже заключено в нашем сознании в виде воспоминаний и сравнений с ними, а наш предполагаемый предмет искусства — это своеобразный триггер, ключ запуска к движению по заданному маршруту ощущений. Думая, как достучаться до восприятия, как правильно презентовать продукт и выстроить коммуникационные мостики, при этом реализуя свои собственные намерения, мы каждый раз уточняем запрос соответствия, проверяя продукт на истинность и цельность. Мы делаем шаги к объекту — и задаём себе вопросы, мы смоделировали объект и представляем его публике – и тоже спрашиваем:

Упражнение 10


Подберите 25 ассоциаций к любой из предложенных концепций (или выберете свою):


Лес, Закат, Пустыня, Металл, Огонь, Штиль, Весна, Полнолуние, Детство, Торнадо, Новый год, Океан


Определите доминанту, опишите качественные признаки.


Какими могут быть форма, ритм, цветовая гамма, фактура изделий, отражающих внутреннюю суть рассматриваемого понятия?


Сделайте наброски двух изделий в рамках выбранной концепции: одно минималистичное, другое — с наличием дополнительных декоративных элементов.

Когда мы решаем приступить к работе, немаловажно понимать, что именно является детерминантой предметной реализации — данность, которой располагаем, или цель, которую ставим: мы можем отталкиваться от текущего уровня умений, либо изначально проектировать то, что требует навыков, к которым мы стремимся (в последнем случае это бескомпромиссная точка роста).
Сбалансированное изделие — содержащее в себе техническую завершённость и смысловую недосказанность, именно их совокупность представляет собой формулу зарождения и удержания интереса аудитории. Некоторая абстрактность в подаче творческого продукта допустима и уместна, она открывает простор для интерпретации и расширяет целевую аудиторию, в отличие от инженерных упущений, которые в состоянии испортить впечатление и привести к репутационным издержкам. Забота о потенциальном владельце — это база системы творческих отношений, системы смысловых и функциональных задач.
Утилитарная керамика в особенности требует внимания к эргономичности — грамотное техническое исполнение имеет принципиальную значимость, потому как обладатель не должен обслуживать вещь (если она не является предметом коллекции). Автору, прежде всего, следует проанализировать — комфортно ли будет изделие использовать и хранить? Безопасно ли мыть? Достаточно ли изделие устойчиво? Не имеет ли оно острых элементов, способных повредить владельцу или контактирующим поверхностям?

Так, глубокая выразительная фактура внутри мисок и боулов нецелесообразна – она усложняет ручной уход за изделиями после использования: быстро удалить мелкие остатки пищи становится затруднительно.
Предмет посуды из низкотемпературной керамической массы, не полностью покрытый глазурью, имеет непродолжительный эксплуатационный период, а его частое взаимодействие с водой со временем приведёт к появлению дефекта покрытия и угасающей прочности черепка.
Кружки в виде животных зачастую не так милы, как кажутся на первый взгляд. В Сети немало фотографий пользователей, столкнувшихся с несовпадением ожидания и реальности:
Ручка — прежде всего функциональная приставная деталь, а уже после — декоративная. Поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть её как контактную область, а не аксессуар: она должна удобно лежать в руке и быть достаточно прочной, чтобы выдержать не только вес изделия, но и вес напитка в нём. Многие дизайнерские решения выглядят изыскано и эффектно, но оказываются абсолютно непрактичными — безусловно, это вопрос приоритетов, но по фотографиям потенциальному покупателю довольно сложно оценить особенности взаимодействия с предметом, поэтому, если вы уверены, что оригинальный приём заслуживает реализации, включите в визуальную презентацию изделия кадры с примерами его использования в быту.
Предметня небезупречность как выразительный приём дозволительна в той степени, которая не мешает обладателю изделия получать удовольствие от взаимодействия с ним. Техническая завершённость – это показатель компетентности и ответственности мастера. Опытный керамист всегда способен отличить акварельный эффект глазурного покрытия от непрокраса, умышленный художественный изгиб ручки от опрометчивой недоработки, идейную асимметрию гончарной формы от попытки замаскировать ошибку конструирования.

Когда вы художник-творец, очень важно развивать умение отождествиться с созданным предметом, вовлечься не только в его образную составляющую, но и видеть предмет структурно. Как театральные актёры вживаются в роль чтобы прочувствовать персонаж, так же и керамисту возможно почувствовать себя готовым изделием — чтобы понять, какое оно, какова его история, каково – быть им, оно само себе удобно?

Упражнение 11


Опишите любое из предложенных изделий, не указывая на его область применения и внешние признаки, а передавая его внутреннее образное содержание

(опирайтесь на доминанту, идею, мысль, чувство, ассоциативное впечатление).


Презентуйте небольшой рассказ от лица самого изделия:

Какую историю оно может рассказать? Каким оно само себя представляет, ощущает?

Что оно знает о своём авторе? В каком доме ему место? В чьих руках?

Упражнение 12


Создайте эскиз изделия, выбрав из предложенного одну чувственную доминанту

(радость, одиночество, единение, страх, забота, нежность, тоска, вдохновение)


и один элемент, который необходимо использовать в средствах выразительности

(Волна, Солнце, Облако, Глаз, Птица, Растение, Сердце, Рука).