4 ЗАНЯТИЕ
интерпретация
средства выразительности
Любой творческий продукт должен рассматриваться как результат взаимодействия индивидуальных, социальных и культурных факторов. Иногда использование конкретных средств выразительности затруднительно или нежелательно, оно ставит некоторые ограничения на вариабельность стилистики изделия. Если мы просто хотим делать посуду не банальную, но и не претендующую на главный приз в номинации концептуальное искусство, мы можем не использовать конкретные вспомогательные приёмы – символы, метафоры, – потому что любой объект обладает по умолчанию средствами выразительности. Если объект существует – он уже что-то выражает самим собой.

Мысль, идея, ощущение могут быть выражены опосредовано, не напрямую.
Даже когда мы делаем самую минималистичную посуду - мы создаём объект, наделённый не только функционалом, но и смыслом. Минимализм – это уже сообщение, цельная идея, близкая многим. Даже если мы не закладываем смысл сознательно, мы транслируем определенный посыл, который считывает аудитория. Об этом нужно помнить всегда.
Перцептивные способности – это основа нашего чувственного познания.
Перцепция – это трёхэтапный процесс: восприятие, осмысление и интерпретация (истолкование, объяснение, присвоение смысла, понимание внутреннего содержания). Это опорные точки взаимодействия в любом искусстве, которые неразделимо связывают участников творческих отношений, где изделие, объект является посредником, способом передачи информации, инструментом коммуникации. Через него и с помощью него мы влияем на других людей, взываем и обращаемся к их перцепции, всегда.

Упражнение 7


Изучите представленные фотографии изделий и напишите 25 ассоциаций (из них не менее 15 эпитетов) к любой на выбор. Опирайтесь на первое впечатление и ваши личные ощущения, которые возникают при взгляде на объект.

Предположите, какими чертами характера обладает человек, которому выбранное изделие максимально близко.

Ассортимент инструментов визуализации очень обширен: объект, не содержащий в себе символики и метафор, тем не менее, наделён специфическим характером, который придают ему различные средства выразительности. Александр Иванович Поверин в своей книге "Алгебра гармонии" выделяет 3 главные меры условности, благодаря которым реализуется эмоциональная составляющая предмета керамического искусства и формируется эстетическое восприятие художественного образа, заключённого в нём:

  1. Линия
  2. Цвет
  3. Ритм
Но, справедливо заметить, что не менее значительны следующие средства выразительности:

4. Размер
5. Фактура
6. Объект в объекте: слово, рисунок, орнамент (то, что несёт добавочную смысловую нагрузку) и
7. Дополнительные декоративные элементы (медальоны, фигурки, воланы, цепи, щупальца и так далее)

Последовательно рассмотрим каждое из семи средств выразительности:


1. Линия


Как средство выразительности работает во всех видах искусства – в литературе она – линия произведения, в кинематографе – сюжетная линия, в музыке – мелодия, в танце – линия непрерывного движения, в художественном искусстве это и направление штриха, и линия силуэта. В любом изобразительном искусстве это важнейший инструмент, создающий мощное визуальное впечатление (в построение костюма линия используется для создания оптических искажений, способных визуально изменить пропорций тела, в макияже линия важна в скульптурировании лица и коррекции асимметрии).

Знаменитый художник и теоретик изобразительного искусства Василий Васильевич Кандинский сформулировал очень интересный подход к линии: он наделил её температурой.


Горизонтальная линия – холодная, молчаливая, статичная, имеет отрицательную динамику.

Гасит свою энергию, затухает. Иллюстрируют пассивное состояние.

Вертикальная линия – тёплая, заряженная, положительная.

Активизирует свою энергию. Выражает динамичное состояние.

Линия под углом 45 градусов – нейтральная, обладает свойствами обеих, в ней заключено равномерное объединение холода и тепла.

Все остальные прямые в большей или меньшей степени являются отклонениями от диагонали, соответственно, в большей или меньшей степени склонны к холоду или теплу, что и определяет их внутреннее звучание.

В этом предположении есть очень понятная основа, которая обращает наш взгляд на архетипические законы восприятия, сформировавшиеся в коллективном бессознательном со времён существования человека.

Природные явления и объекты, условно соотносимые с горизонтальной линией (равнина, штиль) не имеют энергетического потенциала и воспринимаются спокойными, сбалансированными, неподвижными, тихими.

С вертикальной же линией соотносятся динамичные явления, дающие ощущение скорости, взволнованности и силы: дождь, торнадо, направленный ввысь рост тянущихся к солнцу растений.


Рассмотрите три базовые геометрические формы и, проследив за мыслью Кандинского, попробуйте определить условную температуру каждой из них:

В художественном искусстве фигура на плоскости производит достаточно сильное впечатление. Керамическое изделие, обладая объёмом, весом и бóльшим арсеналом выразительных средств, не столь однозначно, поэтому целесообразно рассматривать не саму (или не только саму) линию, несущую температурный оттенок, а пропорции геометрической формы, лежащей в основе профиля изделия, и протяжённость его дополнительных элементов.

Определите, какая из трёх фигур наиболее резкая, какая наиболее динамичная, а какая самая устойчивая:

Протяженные в вертикаль изделия дают ощущение быстроты, возбуждённости, динамичности, устремлённости. Утрированно вытянутые формы производят впечатление астеничности, утончённость которой зачастую граничит с гротескностью. Наличие углов (и степень их остроты) определяет эмоциональные акценты – агрессии, уверенности, доминантности, императивности, а их отсутствие даёт ощущение безопасности, жизнерадостности, плавности движения, озорства.


Протяжённые в горизонталь изделия воспринимаются стабильными, медлительными, монументальными, инертными, бездействующими, неуязвимыми, неповоротливыми. Эффект усиливается при наличии широкого устойчивого основания сосуда.


Если изделие уравновешено и симметрично по вертикальной и горизонтальной осям, оно нейтрально, спокойно, совершенно.

2. Цвет


Теорией цвета занимались многие известные деятели искусств – Ньютон, Гёте, Сёра, Делакруа, Иттен и другие. Для художников, дизайнеров, маркетологов и всех специалистов, работающих с визуалом, изучение теории цвета и его значений крайне необходимо, потому что цвет обладает психофизиологическим воздействием и может решать многие перцептивные задачи.


Керамика богата цветовыми проявлениями, различаясь оттенками глины, фонового покрытия (ангобов или глазури), акцентной росписи, надглазурных препаратов. В стилевом самоопределении мы можем отталкиваться от собственных цветовых предпочтений или же от поставленных задач визуализации, сверяясь с тем, чтобы выбранные цвета не противоречили транслируемой идее, если мы не стремимся к парадоксальности.


Цветовые противоречия мы можем использовать намеренно, потому что цвет тоже может быть метафоричен, иносказателен, он может выполнять конкретные вспомогательные функции – ослабить или усилить значение, идею, мысль, эмоцию. Цвет может подчёркивать и сглаживать. Приковывать внимание или отвлекать его. Например, традиционный символ биологической смерти – череп – в декоре изделия используемый в розовом или нежном сиреневом оттенках заключает в себе идейный диссонанс: так, цвет нивелирует, смягчает драматичность символа и выражает иронию.

Доказано, что воздействие цвета комплексно и закономерно влияет на психосоматический статус людей и животных: "холодные" цвета успокаивают, расслабляют, замедляют реакции, а "тёплые" – возбуждают и усиливают внутреннее напряжение. Многие заведения быстрого питания используют в фирменном стиле и дизайне интерьера красный цвет, который не только мгновенно бросается в глаза, но и ассоциируется с активностью, скоростью, увеличивает частоту сердечных сокращений и стимулирует аппетит. Общественный транспорт, напротив, оформлен чаще в холодных оттенках – нетрудно представить, какой скандальной могла бы оказаться поездка в час пик в переполненном салоне с ярко-красными стенами. С точки зрения физиологии зрительного восприятия красный цвет один из самых тяжёлых во всех своих амплитудах. Красный можно смело использовать в арт-объектах для привлечения внимания и расстановки акцентов, но в декоре утилитарных изделий при выборе данного цвета следует соблюдать меру и осторожность, поскольку он довольно быстро вызывает утомляемость.


Не все цвета обладают выраженными тональными характеристиками, в частности, абсолют уравновешенности в колористике олицетворяет нейтральный средний серый цвет. Физиолог Эдвард Геринг определял нейтральность серого так: состояние, в котором диссимиляция – расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция – их восстановление – уравновешены. "Глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие".

Нейтральный серый загадочен по своей природе – будучи ахроматическим, он представляет собой результат смешения трёх основных цветов цветовой модели RGB (красного, зелёного и синего) в равных пропорциях. Серый исключительно зависим – находясь в близости с другими цветами, он приобретает разные свойства: может теряться, мельтешить и визуально раздражать, находясь рядом с яркими электрическими цветами, может выступать доминантой, соседствуя со светлыми пастельными тонами, может поддерживать синие и коричневые цвета своим присутствием.


Среди ахроматов, тем не менее, есть и обладающие властью цвета – белый и чёрный.

К чёрному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещённости до полной темноты). При увеличении же яркости любой цвет стремится к белому.

Белый ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более тёмными.

Чёрный, наоборот, усиливает смежные цвета и делает их более яркими и светлыми.


Яркость и насыщенность также напрямую влияют на восприятие, поэтому важно продумывать сумму цветов изделия (если оно не предполагается однотонным) и обращать внимание на контраст по цвету и глубине. Все тёмные цвета считаются тяжёлыми, светлые и пастельные – лёгкими, яркие сочные неоновые и электрические цвета – возбуждающими.


Для удобства ориентирования в цветовых сочетаниях успешно применяется двенадцатичастный Цветовой круг Йоханнеса Иттена – схема организации цветов видимого спектра, позволяющая формировать различные по своему воздействию цветовые созвучия. Иттен не являлся автором идеи упорядочивания цветов, однако именно он смог успешно объединить все существующие наработки и улучшить их. Тем самым мировое сообщество получило эффективный инструмент, который по сей день используется иллюстраторами, стилистами, дизайнерами, фотографами, маркетологами и другими специалистами.


В центре схемы в равностороннем треугольнике расположены три первичных цвета: синий, жёлтый, красный – при их смешении можно получить любые оттенки, которые различает человеческий глаз.

Вторичные цвета — зелёный, фиолетовый, оранжевый — расположены вокруг центра. Они получаются, если смешать первичные цвета:


синий + жёлтый = зелёный;

жёлтый + красный = оранжевый;

синий + красный = фиолетовый.


Третичные цвета расположены на внешней части схемы. Они получаются, если смешать первичный и вторичный цвета, которые находятся рядом. Например:


первичный красный + вторичный фиолетовый = малиновый;

первичный жёлтый + вторичный зелёный = салатовый.

Существуют различные цветовые модели (способы комбинации цветовых сочетаний), позволяющие добиться различных перцептивных эффектов. Максимально содержательное и, при этом, разборчивое руководство по колористике на русском языке дано на сайте Colorscheme.
Для работы с пояснениями обратитесь к опции Подсказки и наведите курсор на выбранную схему:
Также вам могут быть полезными и другие бесплатные ресурсы для изучения колористических палитр:

In Color Balance
Color Hunt
Get Color

Форма так же, как и цвет, обладает своей чувственно-нравственной выразительной ценностью. Иттен в своей книге "Искусство цвета" ищет соответствия цвета – форме, и это действительно оказывается возможным, если вернуться к теории В.В. Кандинского о температурном значении линии.


Основной характер квадрата по Иттену – это материя, тяжесть, строгое ограничение. Грузность и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата, прямые углы которого определяют бескомпромиссность и напряжение.


Треугольник является символом направленной мысли, его острые углы устремлены вовне и производят впечатление быстроты, излучения, невесомости. Из трёх первичных цветов треугольнику созвучен жёлтый – активный, экспансивный, тёплый, но менее увесистый, плотный и витальный, чем красный.


Круг не имеет углов – его движение естественно, свободно и постоянно и даёт ощущение плавности, равновесия и отдыха. Кругу присваивается синий цвет, одухотворённый, глубокий и мягкий, архетипично символизирующий сферический небосвод и водную стихию.

Форма и цвет должны поддерживать друг друга, не содержать противоречий. Там, где они согласованы в своей выразительности, их воздействие удваивается.

3. Ритм


Принципы ритмического построения важны и в танце, и в стихотворении, и в музыкальном произведении – они формируют ощущение времени и движения и являются основами композиционного моделирования. Удивительно, но и статичным объектам присущ собственный ритм, в частности, в керамическом искусстве – это способ эстетической организации формы, основанный на последовательном чередовании линий.

В ритме очень важна соразмерность, сбалансированность, логика, порядок. По перцептивному воздействию всю концепцию ритма изделия можно свести к следующей дихотомии: для восприятия изделие является простым или сложным.

Волнообразные переходы в профиле сосуда рождают ощущение пульсации, особенно если линия закономерно неоднократно повторяется. Вибрирующая, дрожащая, ундулирующая форма концентрирует внимание на себе, она самодостаточна и энергична. Изделие с избыточной ритмичностью в сочетании с нанесённой фактурой и росписью или затейливым полихромным глазурным покрытием легко утрачивает гармонию и определённую смысловую ауру, производя невнятное впечатление.
Ритмом также обладают линии на плоскости, в том числе и орнаментальные. Ритмичности подчиняется организация совокупности любых компонентов выразительности:
  • формы: точки, штрихи, пятна, мазки;
  • цвета: ахроматические/хроматические;
  • фактуры: гладкая/рельефная
  • дополнительные декоративные элементы

4. Размер


Размер, безусловно, влияет на впечатление, он тесно сопряжён с ощущением веса. Важно отметить, что вес и масса — это разные понятия. Существуют силы физические (поднять изделие и оценить его вес) и перцептивные (оценить визуально и перевести в ощущения) – последние, безусловно, обширнее и многообразнее. Существует мнение, что зрение гораздо надёжней в определении формы и размера, чем осязание.
В нашем восприятии вес ассоциирован с силой, убедительностью, доминантностью, монументальностью, значительностью, громадностью, императивностью – этими характеристиками, скорее всего, автоматически будут обладать изделия большого размера. Достаточно вспомнить однокоренные к слову "вес" слова: тяжеловесность, увесистость, весомость. Маленькие изделия, напротив, будут вызывать противоположные ощущения – невесомости, лёгкости, подвижности, грациозности, полёта, детскости, воздушности, изящности, хрупкости. Пользуясь ассоциациями, вы можете моделировать и достраивать образ своего изделия, его перцептивную концепцию, детерминирующую характер презентации объекта аудитории.

В керамических изделиях есть ещё один важный параметр, который нельзя игнорировать, – толщина стенок, которая также является величиной, доступной для измерения и оценки. Мы знаем, что рекомендуемая толщина составляет 4-5 мм, но, отходя от этих размеров, мы можем соответственно менять производимое предметом впечатление, целенаправленно или нет. Данный критерий нельзя игнорировать, поскольку если ваша цель –реализовать светлый эмоциональный модус, то увесистые грузные изделия, увы, теряют свою беззаботность, и противоречат концепции лёгкости.

В утилитарной керамике размер определяет удобство использования и хранения, доступность предмета обладателю. Нам очень важна эргономичность – и как авторам, и как покупателям.

Упражнение 8


Напишите как минимум 25 ассоциаций к эпитетам "тяжёлый" и "лёгкий"

(эмоции, предметы, явления, состояния)

Старайтесь избегать абстрактных и общих понятий, таких как жизнь, судьба, отношения, время, задача и так далее.

5. Фактура


Прежде всего, необходимо разобраться в исключительно схожих по звучанию терминах.

Структура — это отражение внутреннего содержания или устройства объекта.

Текстура и фактура – это внешние признаки. Текстура характеризует наблюдаемые на поверхности свойства структуры материала, из которого предмет изготовлен, описывает прежде всего зрительное восприятие. Фактура выражает тип поверхности, который человек может не только увидеть, но и почувствовать на ощупь, иными словами фактура — это рельеф. К примеру, древесную текстуру можно нарисовать ангобами или подглазурными красками, а можно сделать её рельефной как тиснение – с помощью скалок, штампов или фигурных петель – в таком случае, мы определим изделие фактурным.

Фактура — то, с чем мы взаимодействуем каждый раз, когда используем предмет, она существует по умолчанию, даже отсутствие рельефа – это гладкая фактура.

Осязание относится к одному из пяти базовых внешних чувств, мы познаём мир через кожу – она считается отдельным органом, притом, самым большим в теле человека.

Тактильная коммуникация является мощным механическим стимулом: фактура сокращает дистанцию между автором и обладателем через прикосновение, если она приятна – и, напротив, отталкивает, если неприятна.


Бесспорно, осязание индивидуально, но не стоит забывать, что внешние признаки предмета воздействуют и на зрительное восприятие, в котором имеют место быть некие общие визуальные рычаги для возникновения архетипически схожих реакций. Мелкие острые зазубрины и, в особенности, шипы на поверхности отталкивают, выполняя защитную функцию, – имеющее их обороняется и/или нападает, оно не безопасно. Неприязнь к кластерным отверстиям также работает на уровне видового инстинкта, ассоциируясь с нездоровой физиологией, инфицированием, напоминая о первобытном страхе тёмных нор, где выжидает неизвестный хищник. Изделие может выражать собой нежность, если его поверхность, покрытая сатиново-матовой глазурью, на ощупь напоминает кожу человека. Фактура может стимулировать познавательный интерес и служить призывом к контактному взаимодействию, если она замысловата и неоднородна: заметь меня и изучи.


Яркий интенсивный рельеф поглощает первоначальную линию силуэта, замещает её. Фактура отвлекает внимание от формы, а цвет, в свою очередь, отвлекает внимание от фактуры. Глянцевая, сатиновая и матовая поверхности будут совершенно иными на ощупь и даже на звук при использовании металлических столовых приборов.

Размер единицы фактуры и её глубина аналогично влияет на восприятие: грубая съедает объем, мелкая же визуально увеличивает сам объект. Перепад величин может создать либо ощущение лёгкости и ненавязчивости, если он мал, либо, в противовес, - доминантности и центрированности, вибрации, динамики. В первом случае фактура будет являться нюансом, во втором – акцентом.

6. Слово, рисунок, узор, орнамент

7. Дополнительные декоративные элементы


Рассмотрим две категории вместе, поскольку все из вышеперчисленных средств выразительности являются объектами в объекте и несут добавочную смысловую нагрузку — могут быть интерпретированы автономно, обладая собственными качественными признаками (линией, цветом, ритмом, размером, фактурой).

При декорировании очень важно осознавать, что именно является главной точкой концентрации внимания, потому как переизбыток равносильных по экспрессии элементов приводит к разрозненности впечатления — предмет искусства воспринимается дробно и вызывает зрительное напряжение.

Форма изделия может быть лишь носителем объектов в объекте, либо, напротив, последние могут являться аксессуаром изделия.

Упражнение 9


Ассоциативно охарактеризуйте различные средства выразительности, свойственные для противоположных эмоционально окрашенных модусов, заполнив таблицу:

Домашнее задание

1. Опишите характер вашего проектного изделия так, если бы вы описывали характер живого существа.


2. Поэтапно проанализируйте средства выразительности, наиболее подходящие для реализации доминанты:


  • Какое общее впечатление должна производить форма вашего изделия? Какой температурой обладают линии? Какая геометрическая фигура будет составлять профиль вашего изделия? Каковые её пропорции?
  • Какова цветовая гамма вашего изделия? Охарактеризуйте используемые оттенки по температуре и воздействию на наблюдателя.
  • Каков ритм вашего изделия? Подберите музыкальную композицию, которая отражает внутреннее звучание вашей чувственной доминанты, находящей воплощение в объекте.
  • Если вы планируете использовать вспомогательные средства визуализации – фактуру, слово/роспись, декоративные элементы – опишите их, объясните свой выбор.

3. Подумайте, если бы ваше изделие имело голос, что бы оно сказало человеку, купившему его?


4. Сделайте наброски будущего изделия, если испытываете затруднения – начните с геометрической формы, лежащей в основе его профиля, подумайте, каковы могут быть её характеристики.