Рассмотрим примеры наиболее известных:
Символы могут обладать специфическим добавочным значением,
поэтому их всегда важно рассматривать в культурно-историческом контексте.
Упражнение 5
Сделайте эскизы набора керамических изделий из 3-х предметов с любым из предложенных символов (или выберете свой). Проиллюстрируйте разные техники декорирования: деталь или форма изделия, объёмное изображение (текстура или налеп), плоское изображение (сграффито или рисунок).
Зачастую в метафоре мы можем наблюдать эволюцию смысловой нагрузки, начиная с истоков её возникновения :
(символическое изображение + добавочное значение = символ) + символ = метафора
Разберём простой пример:
символическое изображение сердца, приобретя добавочное значение, используется для выражения глубоких трепетных чувств – любви, сопереживания, привязанности
↓
расколотое надвое сердце является символом эмоциональной боли, которую человек испытывает, переживая утрату, травму, душевную тоску
↓
символическое изображение планеты Земля иллюстрирует весь мир и его единство
↓
утрату единства, отсутствие гармонии и целостности в мире можно также передать через разрушение образа
↓
разбитое сердце с нанесённой текстурой континентов является визуальной метафорой чувств, вызванных актуальными геополитическими и идеологическими конфликтами.
Разберём влияние образно-поведенческих архетипов в формировании ассоциаций.
Упражнение 6
Сопоставьте предложенные изображения с архетипами:
Мать, Богатырь, Маг, Творец, Фея, Правитель
Раскройте суть каждого из архетипов через ключевые концептообразующие ассоциации. Расскажите, на какие характерные признаки представленных керамических изделий вы обращали внимание при поиске соответствия.
Керамические изделие делятся на три основных категории (по функционалу и области применения):
1. Подберите конкретные средства визуализации, подходящие для выражения вашей чувственной доминанты.
2. Выполните эскизы изделий с данными символами и/или метафорами (минимум 2 примера в каждой категории керамических изделий - утилитарные, художественно-декоративные, декоративно-утилитарные)
3. Определите доминирующий образно-поведенческий архетип, олицетворяющий актуальные и наиболее близкие вам ценности и задачи (соотнесите с выбранной доминантой).
4. Напишите 25 ассоциаций к данному архетипу.