3 ЗАНЯТИЕ
объективизация
конкретика в визуальном воплощении
Когда мы проанализировали своё эмоциональное поле и определились с актуальным в данный момент чувственным направлением, мы можем задумываться о воплощении творческих импульсов. Это и называется объективизация. Объективизация — это воплощение, выражение чего-нибудь в доступной восприятию форме. В нашем случае это придание идее материальной формы, то есть превращение её в объект.
Третье и четвёртое занятие посвящены различным средствам визуализации, прямым и опосредованным, конкретным и абстрактным. Сперва мы рассмотрим конкретику в визуальном воплощении – символы, метафоры, архетипы.

I. Символы – это первый визуальный способ передачи информации, которым пользовались наши предки, и актуальный до сих пор. Уже в период позднего палеолита наскальные рисунки являлись основным способом обмены информацией, а также попыткой освоения, объяснения и раскрытия явлений действительности. А вот в периоде мезолита наблюдалось уже создание динамичных многофигурных сюжетных сцен, что свидетельствовало о более глубоком и сложном отражении реального мира в сознании человека, о возросшем познавательном значении творчества. Можно признать, что способность к созданию произведений искусства и восприятию прекрасного имеет эволюционное происхождение: с течением эволюции, параллельно развитию психической организации человека, развивалось и искусство, приобретая новые формы и выразительные приёмы. По мере развития цивилизации интуитивное стремление к творчеству стало подкрепляться сознательным использованием художественных образов. Цель искусства осталась прежней – передача информации, но теперь она имеет и другие мотивы, другие более сложные формы трансляции смыслов.

Символ – условный знак, художественный образ, отражающий, воплощающий в себе определённую идею.
Зачастую символические образы делают доступным для понимания то, что увидеть невозможно: то, что является ощущением, понятием, мнением, позицией, философской идеей – или их суммой.

Рассмотрим примеры наиболее известных:

1. Инь ян – символ созидательного единства противоположностей во Вселенной, неразрывно связанных и дополняющих одна другую. В "Дао дэ цзин" – даосской библии – говорится: "Лишь только в Поднебесной узнали, что красивое красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что доброэто добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга". Одно без другого не существует, и именно это обеспечивает миру гармонию, равновесие и устой­чивость.

2. Пацифик — международный символ мира, разоружения, антивоенного и антиядерного движения, появился в Великобритании около 50 лет назад. Изначально использовался как эмблема антиядерных протестов, проходивших на Трафальгарской площади в Лондоне. Знак представляет собой сочетание семафорных сигналов N и D (Nuclear Disarmament — "ядерное разоружение"), вписанное в круг, символизирующий мир или Землю.

3. Скрипичный ключ (ключ ноты соль) – это знак, показывающий, что нота соль I октавы пишется на 2 линейке нотоносца. Скрипичный ключ указывает, что музыка будет звучать в среднем и высоком регистрах. В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), губной гармоники, большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. В широком смысле является символом музыки и искусства.
4. ОМ – символ Вселенной, символ Всего.
В соответствии с ведийским наследием считается, что звук "Ом" был первым проявлением Абсолюта, Бога, Брахмана, и вибрация, вызванная этим звуком, дала начало всей воспринимаемой Вселенной. Говоря на языке физики, – то, что послужило триггером к большому взрыву. Этот звук в индуизме является наивысшей мантрой и состоит из трёх звуков: А У М, символизируя собой Создание, Поддержание и Разрушение, а также олицетворяет триединство, тримурти – индуистскую божественную триаду: (Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя), которые сходятся в едином целом в Брахмане.

5. Бесконечность – изначально математический символ, который впервые использовал математик Джон Валлис в 1655 году. Позже математик Леонард Эйлер использовал особый, открытый вариант символа бесконечности для того, чтобы обозначить "абсолютную бесконечность". С тех пор перевёрнутая восьмёрка обросла глубокими философскими смыслами и прочно закрепилась в разных видах визуального искусства.

6. Доллар – символ богатства и роскоши. У происхождения символа множество версий. Одна из самых популярных версий гласит, что знак "$" образован из аббревиатуры US (от United States — Соединённые штаты) путём наложения заглавной буквы "U" на заглавную букву "S". Данная версия, в частности, изложена в романе Айн Рэнд "Атлант расправил плечи".
Золотая подвеска с изображением доллара является частым предметом китча, особенно в рэп-культуре.

Символы могут обладать специфическим добавочным значением,

поэтому их всегда важно рассматривать в культурно-историческом контексте.

7. Белый голубь – символ мира. По библейскому сюжету, именно белый голубь с веткой оливы в клюве принёс Ною весть о том, что всемирный потоп закончился – в христианстве это символ доброй вести. После окончания Второй мировой войны в 1949 году за урегулирование конфликтов и восстановление дружеских связей активно взялся Всемирный конгресс сторонников мира. Словосочетание «голубь мира» обрело свой смысл именно благодаря этой организации, потому что эмблемой Конгресса стала работа известного художника Пабло Пикассо, на которой был изображен белый голубь с оливковой веточкой в клюве.

8. Уроборос – символ непрерывности жизни, вечности, цикличности, колеса Сансары (колеса воплощений), закона кармы. Представляет собой змею, кусающую себя за хвост, образуя кольцо. Символ уробороса имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Считается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта, где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н. э.
В новейшее время швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом был вложен новый смысл в символ уробороса. Так, в ортодоксальной аналитической психологии архетип уробороса символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией.

9. Бамбук – восточный символ стойкости, долголетия и духовной истины. Одна из легенд гласит, что некогда жил мудрый учитель, чей дом был окружен бамбуковой рощей. Однажды разразилась ужасная буря, и ветер с неистовой силой обрушился на деревья. Дубы трещали, сосны ломались, а бамбук гнулся, но не ломался. Учитель, наблюдая за этой картиной, понял, что в гибкости и уступчивости заключается истинная сила. С тех пор бамбук стал символом мудрости и стойкости, а его изображение украшает многие произведения искусства и предметы быта. Люди верят, что он приносит удачу, здоровье и благополучие.
10. Четырёхлистный клевер – символ исключительного везения. В западной традиции существует поверье, что такое растение приносит удачу нашедшему, в особенности если оно найдено случайно, потому что встречается такой экземпляр один на каждые 10 000 цветков. По легенде каждый из лепестков листа представляет что-то конкретное: первая – надежду, вторая – веру, третья – любовь, а четвёртая – удачу.

11. Древо жизни – невероятно ёмкий по значению символ, концепция которого нашла отражение во многих культурах, в их религии, философии и мифологии. Наиболее часто изображается в виде вписанного в окружность дерева с мощным стволом, раскидистой кроной и извилистой корневой системой. Одна из трактовок символа говорит о взаимосвязи всего живого на планете: корни, уходящие в нижний мир, дают толчок мощной витальной силы, произрастающей вверх и продолжающей жизнь новыми побегами ветвей. Также является символом генеалогического древа, иллюстрирующего схематическое представление родственных связей.

12. Лучезарная дельта (Всевидящее око) – один из самых узнаваемых масонских символов, изображающих взор Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков*. Открытый глаз олицетворяет истину, призывает к мудрости и обращается к совести, также символизирует собой первопричину всего сущего, совершённое добро и победу над злом. Треугольник — знак огня и просвещения, и трактуется также как троичность единого по существу Бога.

*Вольный каменщик — человек состоящий в масонской ложе, прошедший посвящение в масонские степени: ученик, подмастерье, мастер.

Существуют также целые языки символов – рунические, старославянские, астрологические, алхимические, коммуникационные (эмоджи) и так далее.

Символические изображения отличаются от символов своим функционалом: они не транслируют добавочных смыслов, а лишь передают суть изображаемого предмета или явления. Часто символическое изображение можно назвать предшественником символа, его протоверсией, имеющей необходимый потенциал для усложнения значений и социокультурного влияния.

В керамическом декоре мы можем использовать символы, включая их в стилистику своих изделий, но важно помнить, что таким образом мы усложняем предмет семантически, подключая дополнительную смысловую нагрузку, поскольку символ будет являться объектом в объекте.

Упражнение 5


Сделайте эскизы набора керамических изделий из 3-х предметов с любым из предложенных символов (или выберете свой). Проиллюстрируйте разные техники декорирования: деталь или форма изделия, объёмное изображение (текстура или налеп), плоское изображение (сграффито или рисунок).

II. Метафора в основном используется в литературном искусстве и трактуется как слово или выражение, используемое в переносном, иносказательном смысле.
Термин принадлежит Аристотелю (впервые фигурировал в трактатах философа "Поэтика" и "Риторика") и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора образуется через сравнение, сокращая его до смысла, но описывает не только характерные признаки сравниваемых понятий, а, большей частью, их взаимодействие, наложение и взаимопроникновение. Узнаваемые примеры метафор: золотые руки, бездонная печаль, серебро волос, тяжёлые отношения, море любви. Отталкиваясь от литературных примеров, мы можем преобразовывать текстовый контент в визуальный.
Визуальные метафоры очень часто используются в кино, живописи, дизайне и рекламе для уплотнения смыслов и перенесения внимания аудитории с поверхности – к сути.

B керамике можно встретить подобные примеры визуальных метафор:
(для просмотра увеличенного изображения в мобильной версии кликните на фото)

Безусловно, яркий потенциал данного средства выразительности нагляднее всего раскрывается в арт-объектах и предметах декора, но и среди утилитарных предметов можно встретить проявления метафоричности:
Метафора являет собой сумму символов, находящих предельную общность на линии одной идеи и, так же, как и символ, является объектом в объекте, то есть может восприниматься отдельно от самого предмета и придаёт изделию дополнительный семантический вес.
Прежде всего, визуальная метафора должна быть осмысленной, с чётко сформулированной идеей. Важно, чтобы сравнение было понятно целевой аудитории: сравниваемые понятия/объекты/явления должны совпадать по линейке признаков.
Так, чайник в виде панды едва ли можно считать метафорой – данное животное и данный предмет посуды не имеют прямого ассоциативного сходства. Но, к примеру, чайник в виде слона заключает в себе метафоричность – достаточно вспомнить, как слон использует свой хобот для купания (ассоциативное сходство в способе действий).

Зачастую в метафоре мы можем наблюдать эволюцию смысловой нагрузки, начиная с истоков её возникновения :

(символическое изображение + добавочное значение = символ) + символ = метафора


Разберём простой пример:

символическое изображение сердца, приобретя добавочное значение, используется для выражения глубоких трепетных чувств – любви, сопереживания, привязанности

расколотое надвое сердце является символом эмоциональной боли, которую человек испытывает, переживая утрату, травму, душевную тоску

символическое изображение планеты Земля иллюстрирует весь мир и его единство

утрату единства, отсутствие гармонии и целостности в мире можно также передать через разрушение образа

разбитое сердце с нанесённой текстурой континентов является визуальной метафорой чувств, вызванных актуальными геополитическими и идеологическими конфликтами.

III. Термин "архетипы" появился благодаря известному швейцарскому психологу, психиатру, психоаналитику и культурологу Карлу Густаву Юнгу. Изучая психологические процессы подсознания человека, в основном исследуя сновидения, Юнг приходит к выводу, что структура коллективного бессознательного включает в себя образы предельной степени общности (архетипы), то есть очень схожие по значению и описательным признакам в восприятии совершенно разных людей. Эти образы являются результатом суммарного опыта сотен поколений людей и характерны для искусства различных цивилизаций.
Мы можем рассматривать архетипы явлений в искусстве – света и тени, жизни и смерти – и то, как дуальность этих образов используется в иконописи, в кино, в фотографии, в театре. Мы можем наблюдать архетипы стихий и их характерное фигурирование в мифологии и фольклоре. Мы можем анализировать поведенческие архетипы – и их примение не только в литературном или изобразительном искусстве, но и в рекламе, маркетинге, брендировании продукта. В некотором роде, поведенческие архетипы – это манипуляция нашим бессознательным, применяемая для создания у аудитории определённого самоощущения, побуждающего к приобретению товара или услуги. Архетипы обладают яркими свойствами – и в керамике мы тоже можем развивать их, обдумывать, раскручивать, чтобы использовать в создании образа своих изделий, авторского стиля, и, несомненно, в презентации творческого продукта.

Разберём влияние образно-поведенческих архетипов в формировании ассоциаций.

Упражнение 6


Сопоставьте предложенные изображения с архетипами:

Мать, Богатырь, Маг, Творец, Фея, Правитель

Раскройте суть каждого из архетипов через ключевые концептообразующие ассоциации. Расскажите, на какие характерные признаки представленных керамических изделий вы обращали внимание при поиске соответствия.

Безусловно, индивидуальный опыт человека накладывает отпечаток на его восприятие понятий – у каждого из нас своя жизненная история, у нас было разное детство, у нас сформированы разные личные значения образов Матери и Отца, но их архетипические значения, тем не менее, остаются актуальными, потому что мы с раннего детства накапливаем определённую описательную базу, заимствованную из сказок, фильмов, мультфильмов, сценок в детском саду и школе, книжных иллюстраций и так далее. Так или иначе, нам свойственно сравнивать, это часть наших бессознательных процессов – ища соответствия частного и общего, мы формулируем своё отношение личному опыту исходя из коллективного.

В народном фольклоре очень ярко проявляются архетипы, в частности, образно-поведенческие – и они ассоциированы не только с человеческой фигурой, но и с образами животных. Подумайте, какие ассоциации у вас вызывают эти животные, если рассуждать о них, как о сказочных персонажах: Лиса, Медведь, Заяц, Волк.

В создании керамических изделий довольно часто используются образы зверей и птиц, которые можно архетипически обыгрывать, усиливая общее впечатление за счёт средств выразительности.
Керамика прекрасна и одновременно сложна тем, что вмещает в себя множество способов трансляции идеи: можно создавать скульптуры, наносить изображения, писать текст. При этом, нам доступно оперирование формой дословности: зашифровать смысл в символе, выразить его завуалировано через метафору, сформировать образ за счёт развития архетипических свойств. Степень буквальности — это тоже рабочий фактор.

Использование архетипов – возможно, наиболее сложный вспомогательный приём визуализации, но максимально перспективный в формировании эстетики личного бренда керамики и в представлении творческого продукта целевой аудитории.

В 2001 году американская учёная Кэрол С. Пирсон в соавторстве с бизнес-консультантом Маргарет Марк выпустила книгу "Герой и бунтарь. Как использовать архетипы на пользу бизнесу и творчеству". В своей работе Пирсон и Марк спроецировали и адаптировали юнгианский подход для целей маркетинга и брендинга, трактуя архетип как набор символов, подталкивающих потребителя испытывать определённые чувства в отношении чего-либо.
В их представлении каждый архетип отличается:

  • Ценностями
  • Потребностями
  • Поведенческими установками
  • Эмоциями и реакциями

В авторской интерпретации Марк и Пирсон выделили 12 образно-поведенческих архетипов, сгруппированных в круг, где центральное место отведено главной интенции, а средний сектор представляет свойственные ценности и потребности. Проиллюстрированная схема получила название Колесо архетипов:
Важно отметить, что "чистых" образов не бывает – и личность конкретного человека, и бренд в теории Пирсон – это всегда соотношение архетипов и других черт, поэтому при анализе выделяют превалирующий архетип для конкретной ситуации/задачи.
Используя архетипирование, мы также выстраиваем процессы вокруг доминанты, подкрепляем интенциональность нашей деятельности и выявляем особенности подачи своего творческого продукта.

Если архетип — это образ, аура, более общее впечатление, которое обрамляет предметы и их значения, то символы и метафоры — это весьма чёткие инструменты передачи информации.
Рассмотрим, где и как возможно и целесообразно использование символики и метафоричности.

Керамические изделие делятся на три основных категории (по функционалу и области применения):


1. Утилитарные (посуда) – нацелены на удовлетворение (прежде всего) бытовых потребностей. В приоритете удобство использования и хранения.

2. Художественно-декоративные (предметы интерьера, арт-объекты, сувениры) – направлены на удовлетворение эстетических потребностей – вещи, которые существуют для того, чтобы дарить эмоции.

3. Декоративно-утилитарные (вазы, подсвечники, плафоны, дверные ручки, настенные крючки, рамы, подносы) – также служат эстетике, но и не бесполезны, то есть выполняют бытовую функцию, человек с ними так или иначе предметно взаимодействует.

При создании изделий из второй и третьей категории проще всего применить символы и метафоры – будучи объектом внутри объекта, они могут выступать центральной точкой притяжения внимания. Утилитарные изделия – то, что предполагаемо человек использует ежедневно – важно не перегрузить зашифрованными значениями. Наделяя посуду определённой и конкретной символикой, мы, в некотором роде, диктуем смысл, сужая и концентрируя внимание потенциального покупателя. Состояние человека не однородно, оно полно оттенков и переливов, наша природа не хочет быть однозначной, плоской, явной, постоянной, по крайней мере слишком долго. Когда мы создаём не арт-объект для ценителей, а посуду, становящуюся частью привычного быта, нам нужно оставить потенциальному обладателю чуть больше размытости, воздуха и простора для восприятия – так наше изделие меньше рискует надоесть или потерять актуальность. Чем больше пространства для индивидуальной интерпретации, тем статистически целевая аудитория шире. Поэтому вещи, окружающие нас, должны напоминать нам о чём-то, но не кричать об этом.
Домашнее задание

1. Подберите конкретные средства визуализации, подходящие для выражения вашей чувственной доминанты.


2. Выполните эскизы изделий с данными символами и/или метафорами (минимум 2 примера в каждой категории керамических изделий - утилитарные, художественно-декоративные, декоративно-утилитарные)


3. Определите доминирующий образно-поведенческий архетип, олицетворяющий актуальные и наиболее близкие вам ценности и задачи (соотнесите с выбранной доминантой).


4. Напишите 25 ассоциаций к данному архетипу.