2 занятие
целеполагание
определение интенций и поиск доминанты

Упражнение 3


Продолжите фразу "Творчество — это инструмент..."


(Пример: познания, самовыражения, взаимодействия, популярности, духовного роста, развития, терапии, заработка… – дополните список).

Человек преследующий исключительно меркантильные цели, скорее всего, будет делать только то, что уже кем-то придумано, популярно и востребовано. Это путь наименьшего сопротивления, наименьших интеллектуальных затрат. Он будет вос-производить, то есть повторять в копии. Является ли воспроизводящий творческой личностью или достаточно быть человеком, освоившим навык? Исполнитель и творец — не взаимоисключающие друг друга, но разные понятия. И если мы больше, чем просто исполнители, то мы хотим создать более или менее уникальный, осмысленный, концептуальный продукт и при этом не идти наперекор себе. Мы стремимся создать что-то аутентичное, соответствующее нашей природе, созвучное нашим внутренним мотивам. Следовательно, мы сами – это и есть точка отсчёта творческого пути. Поэтому мы должны прежде всего обратить внимание на свои сенсорные, эмоциональные потребности – они являются точкой роста, откуда возникают интенции – определённая направленность мышления, внимания на что-либо.

Интенциональность – это одно из главных свойств сознания и наша очередная цель, которая позволяет не распыляться в любом ремесле и сделать творчество более цельным, самодостаточным и понятным. Для творческого старта очень естественна идейная растерянность и неосознанное стремление копировать уже освоенное и знакомое (гранаты, ракушки, тарелки с отпечатками, текстурные пиалы, асимметричные вазы, кружки с глазурными потёками…) – всё, что бросается в глаза из соцсетей, где мы застреваем в поисках вдохновения. Когда мы жадно хотим развиваться, мы зачастую не знаем, с чего начать и что именно делать. Продолжая воспроизводить всё подряд, мы транслируем чужие смыслы и порой делаем это слишком разрозненно. Чтобы определиться, выбрать жанр, направление – нам нужен вектор, точки опоры.

Узнавая себя, исследуя свои психические процессы, находя свою уникальность, выделяя в ней приоритетность-интенцию – мы обретаем мощную созидательную силу и, таким образом, можем использовать творчество как инструмент не одного лишь заработка, но и познания, самовыражения, взаимодействия, популярности, духовного роста, развития, терапии… – что гораздо шире, глубже, питательные, перспективнее и интереснее, чем просто воспроизводить.

Любой поиск начинается с вопросов.

Для начала необходимо определить общий вектор своего внутреннего состояния, эмоционально окрашенный модус*.

*Модус от лат. Modus – образ, способ.
По определению Спинозы, модусы – различные состояния, которые принимает единая субстанция.
Модус – некая разновидность свойства. Круглая форма монеты, лежащей на столе, является модусом этой монеты. В таком смысле, бытие круглым – это состояние монеты, особый способ существования монеты.
Эмоционально окрашенный модус – образ действий и реакций, подкреплённый ведущими эмоциональными состояниями.

Мы не будем оперировать понятиями "позитивный" или "негативный", поскольку таким образом мы заранее формируем отношение к состоянию. Мы также не будем говорить "ресурсный" или "нересурсный", потому что ресурсно абсолютно любое эмоциональное состояние, если у нас есть физическая энергия этот резерв использовать. Любая эмоция может быть прожита, прочувствована насквозь и переведена в приносящую пользу форму. Это суть, квинтэссенция арт-терапии. При этом, ждать вдохновение – не обязательно. Безусловно, оно приятно и продуктивно, но слишком ненадёжно, чтобы на него полагаться как на генератор идей. Это, скорее, эмоциональный подъём – оно побуждает нас к работе, но не сообщает, что конкретно делать. Бывает, что вдохновение есть – а идей нет. Поэтому целесообразно воспринимать его как попутный ветер, при этом, начать движение мы должны сами. Сначала придётся погрести вёслами, и если мы поймаем ветер в паруса – прекрасно, если нет – мы всё равно продолжим плыть. Идейное вдохновение — это не всегда то, что снисходит вместе с эмоциональным запалом, но оно управляемо, его можно создать и развить из ничего, если мы будем задавать себе правильные вопросы, проявлять чуткость к собственной эмоциональной жизни и рассматривать любое состояние как потенциальную точку роста.

Первым вопросом в нашем творческом поиске будет

"В каком состоянии я сейчас нахожусь?" (В данный период жизни)


В нашем контексте можно выразиться так: мы находимся на проживании скорее светлой или скорее тёмной стороны эмоций. И здесь не должно быть правильного или неправильного ответа – есть только то, что вы чувствуете, и это данность. Может так случиться, что вы ощущаете поровну наполнение тёмным и светлым переживанием: в какой-то сфере всё очень хорошо, в какой-то – наоборот, но здесь необходимо подчеркнуть важность слова приоритетность. Мы принимаем решение выделить что-то одно доминирующее и направить на это своё сознание, поскольку мы подводим себя к выбору интенции.
Итак, если это светлый модус – это прекрасно. Но если это тень? – это не так плохо, как кажется. Теневые, тёмные эмоции не обязывают испытывать чувство вины, неловкости, разочарования. Тень тоже может быть великолепным ёмким ресурсом, творческой силой – не разрушающей, а созидающей.

Разберём подробнее два разных модуса по отдельности и механизмы их работы в искусстве.

1. Если ваше состояние скорее окрашено тёмными эмоциями и вам самим сейчас очень нужна поддержка.


Все группы поддержки и круги доверия начинаются с историй. Люди делятся болью, соприкасаясь шрамами, – и это неотъемлемая часть психотерапевтической работы. Мы можем использовать творчество как терапию путём высвобождения эмоций (снимает напряжение, нивелирует соматические проявления стресса) и получения обратной связи (творчество впечатляет и объединяет людей с идентичным опытом).
Любому человеку важен поиск отклика и поддержки, укрепление социальных связей, ощущение неодиночества. Люди устанавливают близкие доверительные отношения и формируют глубокую привязанность через обмен информацией, а искусство – это одна из форм такого обмена.
Здесь мы используем творчество прежде всего для исцеления себя.
Важно понять: демонстрировать свои чувства не страшно, не постыдно, не запрещено. Если ваше желание высвобождения чувств достаточно сильно, то очень важно высказаться. Пусть и через творчество, подобрав ту форму символической коммуникации, которая сделает ваше самовыражение комфортным для вас и окружающих.
Изобразительное искусство удобно тем, что мы можем говорить не прямыми словами с помощью голоса или текста, а используя особый символический язык. Поэтому любое чувство уместно, любое чувство доступно для работы с ним.
Если вы не готовы принимать, прорабатывать или демонстрировать свои теневые эмоции, если ваша история интимна и сокровенна, вы, тем не менее, можете использовать теневой эмоциональный модус, но обратиться к позитивной символике и компенсировать недостаток определенных эмоций – других, тех, которых вам не хватает. У всего есть антонимы: тень – свет, тревога – спокойствие, уныние – блаженство, одиночество – общность, отрицание – принятие, чёрствость – эмпатия, нестабильность – равновесие и так далее. Мы можем использовать компенсацию – метод восполнения пробелов, это именно тот случай, когда важно окружать себя предметами, имеющими на вас сильное влияние, даже если эмоция, которую они несут, не актуализирована в данный момент. Мы владеем очень весомым даром – создавать. Вылепливая и вытачивая что-то желаемое для себя, мы можем вытащить себя из дефицита, депривации и настроить себя на совершенно иной лад. Наша задача в том, чтобы превратить деструкцию в созидание. Чтобы помочь себе и, по возможности, другим, закрыть бреши, полечить раны и обрести необходимые ощущения – спокойствия, неодиночества, причастности, благодарности. Творчество прекрасно работает если у вас кризис.

В таком случае, вам следует уточнить поиск и задать себе ещё пару вопросов: "Чего я хочу? В каких ощущениях я нуждаюсь?" И, в частности: "Создав это изделие, что я хочу почувствовать от взаимодействия с ним?"

Интенциональность сознания — это фонарь, прожектор, его луч направлен, а не рассеян, и он подсвечивает то, что выбираем мы. Одно из определений слова "интенция": "то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу". При выборе способа компенсации это значение прослеживается напрямую и очень ясно.
Что мы можем сказать об авторе данной работы?
Каков был его модус?
Имел ли он травматичный опыт?
Или он просто небезразличен к судьбе человека как такового? Или к судьбе конкретного?
Возможно, что автор сделал эту тарелку для себя – и в тот момент он был исключительно одинок, это была его самотерапия?




Мы ничего не знаем об этом. Мы видим конечный продукт, который выполняет свою функцию.

Вы можете использовать разную степень откровенности.

2. Если же вы определяете свой эмоциональный модус светлым и на данный момент вы сами готовы поддерживать творчеством


Когда вы не находитесь в проживании травмы или теневые эмоции не главенствуют, ваше творчество – это само созидание, это формулировка позитивного мессаджа, направленного на то, чтобы ваша целевая аудитория поймала определенный положительный вайб, испытала приятное чувство, захотела его зафиксировать. Здесь мы рассматриваем творчество прежде всего как исцеление других. И это одна из самых благородных целей в искусстве.


Но это не только про то, как альтруистически отдавать: вы создаёте продукт, который люди хотят приобрести, потрогать, видеть рядом с собой. Люди присваивают предметам сакральные значения, верят в особую энергетику материального и стремятся окружить себя чем-то, что будет заряжать их определенным настроением. Это возвращается вам обратной связью – в виде эмоциональной и материальной благодарности.


Мы пластичны, мы меняемся, переживаем разное. Возможны оба этих направления поэтапно, поочередно, попеременно, мы можем жонглировать идеями, будучи в совершенно разных эмоциональных модусах, можем создавать разные серии предметов даже параллельно, что великолепно помогает переключаться. И в обоих случаях ваше творчество – это диалог, это взаимообмен информацией, эмоциями, энергией. Оно вызывает ассоциации, запускает внутренние процессы в других людях и терапевтично для обеих сторон.

Любое состояние можно использовать.

Даже душевную пустоту можно проиллюстрировать, проработать и наполнить:

Когда мы выявили общий эмоциональный модус, мы можем выделить в нём доминанту – основное или преобладающее чувство, эмоцию, ощущение это – сделает ярче фонарь интенциональности. Это даст больше контактных точек. Это поможет арт-терапевтическим задачам творчества реализоваться и для вас, и для аудитории.
Вернёмся к определениям "Творчество – это инструмент…" – и в светлом, и в тёмном модусе наше ремесло отвечает всем этим запросам, никакое из двух состояний им не противоречит. И творчество не только уместно, но и необходимо в обоих случаях. Важно прежде всего обрести внутреннюю свободу и позволить себе творить вне зависимости от определённого эмоционального состояния. Далее, через самоисследование и творческий поиск мы постепенно нащупаем свой индивидуальный характерный стиль.

Упражнение 4


Охарактеризуйте эмоционально окрашенный модус нижепредставленных брендов керамики, выделите чувственную доминанту. Предположите, ответом на какую потребность аудитории является такая авторская посуда.


Подробнее ознакомиться с ассортиментом работ вы можете перейдя по активным ссылкам в названиях брендов.

Murka ceramica
LarisaGreen ceramics
OWO handmade
Reshape ceramics

Рассмотрим пример того, как в керамическом искусстве, казалось бы, тёмная сторона эмоций способна трансформироваться в свет и обрести совершенно иное звучание.


Кинцуги — это техника реставрации битой керамики с помощью лака, смешанного с золотым порошком. Золото не просто фиксирует драматический момент в жизни предмета — тот момент, когда он не выдержал, рассыпался, сломался — но и демонстрирует значимость такого опыта. Кинцуги повествует о том, что раны, шрамы, переломы, трещины – это важнейшая часть личной истории, то, что ни в коем случае не обесценивает носителя этой памяти, а наоборот упрочняет его ценность, раскрывает его более глубокие смыслы.
Философия кинцуги сформировалась благодаря свойственной японцам психологической гибкости и готовности принять то, что невозможно изменить – это невероятная метафора, наделённая огромной силой.
Кинцуги можно считать образным воплощением преодоления травмы или утраты, которое сфокусировано не на самой боли, а на том, какие изменения она приносит.. и, какими бы разрушительными они ни были, – обретение целостности ещё возможно.
Домашнее задание

1. Определите эмоционально окрашенный модус текущего периода.


2. Выделите в нём доминанту – ключевое чувство / эмоцию / ощущение – для последующего воплощения в материале.

Если вами выбран теневой модус, ответьте на вопрос: какой процесс ляжет в основу построения творческой коммуникации – высвобождение или компенсация?


3. Приведите 25 ассоциаций (из них не менее 15 эпитетов) к выбранной доминанте.


4. Сформулируйте послание к своей целевой аудитории одной фразой.